Как подружиться с 3PL логистикой

С начала нового тысячелетия Россия стала очень интенсивно интегрироваться в мировую транспортную сеть. Вслед за представительствами иностранных компаний пришли товары, а с ними и новые требования к транспортировке, срокам, упаковке, услугам. Рынок постоянно требует увеличения скорости поставок, качества услуг, рационального распределения товаров по складам и потребителям. Кризис 2008 и изоляция 2015 заставили отечественные транспортно-экспедиционные компании и склады как можно скорее осваивать новые для них технологии – 3PL услуги и кросс-докинг.

Рынок 3PL

Рынок постоянно требует увеличения скорости поставок, качества услуг, рационального распределения товаров по складам и потребителям.

В силу своей специфики автоперевозчик связывает производителя с потребителем, оказывая транспортные услуги. Нередко в этой цепочке присутствуют перевалочные, накопительные, распределительные склады и центры.

Если правильно организовать/наладить бесперебойную работу транспорта, складов, снабдить их единой информационной системой и аналитическим отделом, то получится очень привлекательная модель стабильного 3PL бизнеса современного уровня.

Подобные компании, нацеленные на оказание полного цикла услуг по доставке, хранению, распределению товаров – есть логистический оператор в чистом виде. Сфера услуг давно вышла за рамки «бюро», а оказывать услуги на уровне 3PL оператора стало не только выгодно, но и перспективно.

Склад товаров

Подобные компании, нацеленные на оказание полного цикла услуг по доставке, хранению, распределению товаров – есть логистический оператор в чистом виде.

Прежде чем начать разбирать «3PL» по косточкам, хотелось бы определиться с термином «логистика». Логистика – это сфера деятельности, которая организует и контролирует всю цепочку перемещения товаров, услуг, финансов, информации. При помощи логистических инструментов и методов происходит планирование оптимальных путей доставки товаров между производителем и потребителем. Сюда же относится создание систем и инфраструктур для рациональной стыковки всех участников цепочки доставки материальных, финансовых, интеллектуальных продуктов.

Логистический оператор PL

Когда предприятие доверяет контролировать, организовывать, управлять этими процессами третьей, сторонней организации, то это называется логистическим аутсорсингом (от англ. outer source using – использование внешнего источника). Провайдер, взявший на себя заботу (назовем обобщенно) по доставке вашего груза, именуется «логистическая сторона» или «логистический оператор» (англ. Party Logistics – PL). Не каждое предприятие согласно полностью отказаться от собственной логистической службы. В этой ситуации определяющим является не только комплекс услуг, который может предложить логистический оператор, но и элемент доверия. Мировой опыт выделяет несколько ступеней услуг логистических провайдеров (или степеней доверия к ним).

  • 1PL – это уровень логистического отдела на предприятии, которое самостоятельно занимается дистрибуцией собственного товара. Вся логистика сводится к экономическому расчету поставки собственным транспортом от дверей до места передачи товара. Собственно, логистики в этом почти нет. В условиях тотальной оптимизации расходов на содержании управленческого аппарата, автопарка, ремонтных мастерских одним из вариантов решения есть переход на транспортный аутсорсинг.
  • 2PL – это палочка-выручалочка для тех производителей, которые не хотят отказываться от отдела логистики, а только от собственного автотранспорта. Ангары, транспорт, мастерские продаются или отдаются в аренду, высвобождаются средства для развития. Отдел логистики объявляет конкурс среди сторонних автопредприятий, кто быстрее и/или дешевле доставит их груз по их точкам по их расписанию. В данном случае 2PL оператор – это транспортно-экспедиционная компания, выигравшая тендер или подписавшая контракт на поставку товаров марки «УУУ» по заданному маршруту и в соответствии с четким графиком поставки.
Ещё по теме:   Перевозка песка

2PL – раз, 2PL – два… 3PL – продано!

Переход от 1PL к 2PL – это только первый шаг к логистическому аутсорсингу. К сожалению, всю логистику (местного, национального или межконтинентального значения) разрабатывает не 2PL оператор, а логистический отдел хозяина груза. Для российской ситуации это самый распространенный вариант существования автопарков. Ответственность перевозчика распространяется только на сохранность пломб и сроки доставки.

Передвижение товара на складе

В одной логистической цепочке движения товара от производителя/поставщика до потребителя/розничного покупателя может участвовать несколько 2PL операторов на разных стадиях. В этом существенная разница между 2PL и 3PL операторами.

Каким бы ответственным ни был перевозчик, он не является логистическим провайдером, поскольку он не касается товара и операций с ним. Какими бы средствами связи, наблюдения, техподдержки ни оснащал свой современный автопарк 2PL оператор, он не выписывает документы на товар, не декларирует груз на таможне, не контролирует его срок годности. Поскольку его интересует только срок поставки.

В одной логистической цепочке движения товара от производителя/поставщика до потребителя/розничного покупателя может участвовать несколько 2PL операторов на разных стадиях. В этом существенная разница между 2PL и 3PL операторами.

  • 3PL провайдер – это не только следующий, а качественно новый уровень логистических услуг. 3PL оператор берет под свой контроль полностью всю цепочку движения товара. На время нахождения товара под контролем 3PL провайдера ответственность за него полностью ложится на компанию, оказывающую 3PL услуги. Стыковка транспортных потоков, ответственное хранение, оформление сопроводительных документов, документов для таможни – этим и многим другим занимается логистик центр 3PL.

Чтобы перепоручить заботу о товаре на 3PL логистического оператора, заказчик услуг должен максимально довериться ему. Между ними должна быть максимальная прозрачность в обмене информацией, планами и документообороте.

3PL центр стратегического управления

Рынок 3PL услуг России – это один из самых динамичных секторов экономики. Его ежегодный прирост составляет порядка 30%. В то время как всего лишь 30% логистических операторов могут предложить качественные услуги 3PL оператора в соответствии с требованиями рынка. Несмотря на то, что 3PL тариф в России не самый маленький по мировым меркам и составляет около 20% от стоимости товара, подавляющее большинство логистических компаний планируют увеличить свои обороты. Понимание того, что 3PL оператор является, по сути, компаньоном по бизнесу, подталкивает менеджеров логистического провайдера на прозрачные отношения с руководителями фирм-заказчиков.

Менеджер логистического провайдера

Понимание того, что 3PL оператор является, по сути, компаньоном по бизнесу, подталкивает менеджеров логистического провайдера на прозрачные отношения с руководителями фирм-заказчиков.

Чтобы снизить 3PL тариф, компании не только оснащают автопарк системами ГЛОНАСС и увеличивают суточный пробег за счет второго водителя, сводя тем самым затраты 3PL логистик центра на зарплату с 40 до 15% и увеличивая скорость поставки. Растет сеть складов класса «А», активно вводятся услуги кросс-докинга, запускаются системы отслеживания товарных запасов и электронный документооборот при помощи WNS и ETR программ. Российские просторы, качество дорог, особенности законодательства, высокая себестоимость транспортных расходов, стоимость топлива, колебания курса – эти и многие другие российские особенности не должны влиять на прозрачность в отношениях заказчика услуг и 3PL компаний.

Ещё по теме:   Перевозка кабельной продукции

3PL услуги – массам

К слову сказать, 3PL операторы Москвы и Санкт-Петербурга имеют более, чем десятилетний опыт в оказании логистических услуг мирового уровня. В обеих столицах 3PL компании и услуги активно множатся – увеличивается количество филиалов по стране, наращивается количество сервиса по дополнительной переработке груза (маркирование, смена тары), контейнерным перевозкам (снижает затраты на транспортировку сборных и специфических грузов до трех тысяч рублей на тонне), отслеживают сезонность товаров и накапливают товарные запасы в пики продаж. Подобная активность только увеличивает доверие со стороны заказчиков и поставщиков, что влияет на их рост и снижает себестоимость услуг 3PL центра.

Сравнительная эффективность 2PL и 3PL логистического провайдера явно склоняется в пользу последнего. Тем более, что в лице 3PL провайдера заказчик получает не контрагента, а партнера по бизнесу.

Сегментация провайдеров позволила распределить типы товаров по 3PL компаниям. Фармацевтические препараты, товары повседневного спроса, электроника, машиностроение, бытовая техника – каждый товар имеет свою специфику. На фоне роста товара на 3PL ответственном хранении, на рынке 3PL услуг даже алкогольный провайдер выделился в отдельный сегмент. Хотя в этом сегменте слишком большая конкуренция и очень большая доля коммерческой тайны.

3PL, 4PL – не предел

Еще 10 лет назад аналитики отмечали неконкурентоспособность российских 3PL компаний, ели не их полное отсутствие в точном понимании термина. То сейчас и 4PL услуги – не новинка для российских логистических операторов. Для этого типа компаний свойственно подключение других 3PL провайдеров для выполнения требований заказчиков. Труд юристов, экономистов, программистов и аналитиков 3PL компании приводит к росту доверия со стороны крупных заказчиков.

Доставка товара грузовиком

Еще 10 лет назад аналитики отмечали неконкурентоспособность российских 3PL компаний, ели не их полное отсутствие в точном понимании термина.

Провайдер уровня 4PL, имея доверительные отношения с более крупными заказчиками, объединяет и стыковывает усилия нескольких 3PL компаний. Справиться с межконтинентальными и мультимодальными поставками могут только 4PL логистические центры. Их могут создавать один или несколько 3PL провайдеров. В любом случае эта компания должна регистрировать ОКПД 2 не 49.41 как услуги по перевозкам, а 70.22 – консалтинговые услуги.

Стоит ли допускать к своему бизнесу 2PL, 3PL, 4PL и более PL посредника или же расширять свой автопарк, покупать пароходы и утяжелять бизнес множественным, пусть даже профессиональным персоналом? Мировой опыт имеет ответ на этот вопрос. Осталось найти его вам.

Добавить комментарий