Бычок – от рассвета до заката

Когда в России в 90-е годы начался переход на новые рыночные отношения, спрос на грузовики с бензиновыми двигателями средней грузоподъемности  – основной продукции АМО ЗИЛ  – резко упал. На предприятии лихорадочно стали искать выход, и в авральном порядке в 1992 году запустили проект по созданию трехтонного грузовика. В основу этого проекта легло предложение о максимальном применении готовых изделий, которые использовались при производстве более тяжелых автомобилей. Получился некий гибрид: кабина от ЗИЛ 4331, коробка передач от ЗИЛ 130, шасси от «Мерседес-Бенц Т2».

Изначально этот дизельный 3-хтонный грузовик полукапотной компоновки задумывался для использования мелкими предпринимателями и внутри городских перевозок небольших партий товаров. На него установили автомобильную модификацию тракторного дизеля Д-245 мощностью 109 л.с. Дизель выпускал Минский моторный завод. Грузовичок оснастили гидроусилителем рулевого управления, гидроприводом муфты сцепления и тормозов, спереди дисковыми тормозами, гипоидной главной передачей. Обули в 16-дюймовые колеса с бескамерными шинами. Бычок обладает малым радиусом разворота (7 м) и небольшой погрузочной высотой. И хотя его собственный вес около 4-х тонн, он развивает скорость до 95 км/час.

Первую опытно-промышленную партию из двух сотен машин выпустили в 1995 году, а уже со следующего года наладили массовый выпуск серии ЗИЛ-5301, которой присвоили название «Бычок». Уже в 1996-1997 годах на заводе стали разрабатывать модульные конструкции цельнометаллического фургона панельного типа. Появилась возможность комбинировать фургоны из 2-х, 3-х и 4-х секций объемом 10,5 – 20,5 куб. метра.

В лучшие годы производства (до 2005 года), когда выпуск модельного ряда Бычок составлял около 40% от общего количества всех автомобилей, было создано целое семейство этих автомобилей, привязанных к нескольким однотипным шасси с нормальной колесной базой 3650 мм и удлиненной – 4250 мм. На эти шасси устанавливались короткие, удлиненные или двойные 7-местные кабины и соответствующие бортовые кузова. В зависимости от вариантов компоновки грузоподъемность равнялась 3.0, 2.9 и 2.7 тонны. Фургоны выпускались универсальные, изотермические и рефрижераторные. Хорошо продавался универсальный фургон ЗИЛ-5301НС емкостью 10,5 м3, у которого колесная база равнялась 3245 мм. Выпускался также вариант полноприводного ЗИЛ-5301ФА (4х4) и 3-хосного ЗИЛ-5302 (6х2).

Использование лонжеронной рамы и отдельной кабины создают большие возможности для установки на шасси различных кузовов и специального оборудования. Поэтому АМО ЗИЛ выпускало самосвалы, пожарные машины, автобусы на 15-21 посадочных мест, цистерны, эвакуаторы и другую спецтехнику. И хотя сборка «бычков» оказалась проще и дешевле зарубежных аналогов, хлынувших на российский рынок в нулевые годы, конкуренции «бычки» не выдержали. Качество их сборки, расход горючего, не соответствие стандартам экологии снизило спрос на эти грузовики. Постепенно в 2008 году их выпуск был прекращен. Отзывы покупателей об этом автомобиле самые противоречивые: большинство недовольны «кривой» сборкой, тракторным звуком, неудобным расположением агрегатов. Другим нравится надежность двигателя, маневренность, неприхотливость в обслуживании.

Ещё по теме:   Китайские грузовики - обзор марок

Добавить комментарий