Автотранспорт + кросс-докинг = скорость доставки

Великолепная схема. Только в ней есть одно не очень понятное слово – кросс-докинг. Слово это пришло к нам из английского языка и дословно переводится так: cross – пересекать, проходить сквозь, перекрестный и docking – постановка в док, швартовка, стыковка. Получается перекрестное или сквозное перераспределение товара непосредственно в доке, на месте или платформе погрузки/выгрузки. В современной логистике этот термин применяется как «сквозная стыковка».

Крупный склад

Пришел груз, его оперативно перераспределили по контрагентам, перегрузили на другие, местные авто и отправили.

Несомненно, термин «cross docking» относится не только к грузовому автомобильному транспорту. Он давно применяется в международных морских перевозках, когда небольшие контейнеровозы доставляют груз в крупные перевалочные порты. Там контейнеры еще в доке перегружаются на более крупные суда. И наоборот. Действительно, зачем большому и тяжелому судну или автомобилю заходить в небольшие и удаленные порты/склады ради десятка контейнеров или трех паллет.

Впервые перегрузка товара непосредственно из кузова одного большого грузовика на несколько маленьких была применена еще в 1930 году во время сухого закона в США. Пентагон начал использовать преимущества такой схемы поставок в 1950 году. А с 80-х годов прошлого столетия cross-docking стал применяться мировыми торговыми корпорациями для уменьшения транспортных расходов и времени доставки товара в розничную сеть. С интеграцией местных рынков в мировую торговую паутину увеличилось и количество поставщиков, и количество наименований товаров. Для быстрейшей доставки товаров склады должны максимально быстро перераспределить товар на мелкие партии и грузовиками отправить их розничным торговцам.

Именно этой цели и служит система кросс-докинг, которую применяют передовые логистические компании и крупные склады.

Что такое кросс-докинг?

В сущности, горячие пирожки и прогноз погоды – самые востребованные понятия. Каждый день информация с наземных, морских, арктических и космических метеостанций поступает в центр обработки и в этот же день сообщается через информагентства конечному потребителю. Узнать сегодня, что два дня назад вероятность дождя в Екатеринбурге была 90%, уже неактуально.  В кросс-докинге применяется почти такой же принцип. Пришел груз, его оперативно перераспределили по контрагентам, перегрузили на другие, местные авто и отправили. Не задерживая на складе, пока пирожки не остыли и ни стали резиновыми.

Обычный склад покупает, разгружает и приходует товар на ответственное хранение. Разносит каждое наименование товара по отдельным полкам и секторам. При необходимости отгрузки покупателю взмыленный кладовщик собирает по всему складу товар и вывозит его на погрузочную платформу. Нарушение сроков хранения и накопление залежалого товара – это неизбежные последствия такого варианта складской организации.

Поставка товара с помощью кросс-докинга

Товар отгружается поставщиком на паллетах, обвязанных прозрачной пленкой и промаркированных для конкретного заказчика.

Кросс-докинг применяет принципиально другую схему. Товар отгружается поставщиком на паллетах, обвязанных прозрачной пленкой и промаркированных для конкретного заказчика. Каждому заказчику – свои паллеты. Склад не распаковывает паллеты, не перепроверяет содержимое на количество и качество. Его вообще не интересует содержимое паллеты, потому что это не его товар.

Задача кросс-докингового склада – не принимать груз на ответственное хранение, а максимально быстро освободиться от него.  Паллеты в нетронутом виде распределяются не по номенклатуре товара, а по заказчикам. Этот вариант удобен тем, что в один адрес можно отправить одним грузовиком товары от разных поставщиков, пришедшие на склад почти одновременно. И наоборот.

Принцип кросс-докинга – эффективное перераспределение товара непосредственно на складе. Не вмешиваясь в его упаковку и не задерживая товар, сразу отгружать заказчику. Товар проходит через (cross) склад (docking), но не задерживается на нем.

Виды технологии кросс-докинг

По кросс-докингу, товар не должен задерживаться на складе дольше, чем необходимо для формирования партии отправки конкретному заказчику. В системе этой технологии различают два основных вида:

  • перевалка груза в один этап;
  • перевалка товара в два этапа.
Ещё по теме:   Высокая рентабельность грузоперевозок - основа успеха

Первая схема работает, что называется, с колес. Большой грузовик доставил на склад товар, предназначенный для одного заказчика. В этом случае товар просто перегружается с одной платформы на другую и товар поехал дальше. Происходит прямая перевалка с одного борта на другой. Не более. Такая схема применяется, когда нужно быстро освободить контейнер и вернуть его в порт, чтобы избежать штрафов за демередж/детеншн.

Еще одним вариантом первого вида cross-docking является распределение груза одного поставщика сразу нескольким заказчикам. Опять-таки с борта на борт. Если развить эту схему, то и машин поставщиков и машин заказчиков может быть одновременно несколько. Задача и работа склада кросс-докинг сводится к оперативному перераспределению всего пришедшего груза от поставщиков по машинам всех заказчиков. Вся процедура основывается на четкой стыковке транспорта по времени.

Распределение груза

Распределение груза одного поставщика сразу нескольким заказчикам сразу нескольким заказчикам

А как же быть, если заказчик ждет товар от нескольких поставщиков маленькими партиями? Чтобы не гонять на мотоцикле за каждой коробкой, заказчик ждет, пока на складе не сформируется его партия товара, которую можно будет забрать одной машиной. Этот вариант и есть перевалка товара в два этапа. Сначала запакованные и промаркированные паллеты с товаром собираются на стеллажах, отведенных для конкретного заказчика. А затем, когда партия достигает того объема, чтобы увезти ее одной ходкой, приходит машина нужного тоннажа и забирает ее.

В любом из видов и вариантов промаркированный товар распределяется по машинам (или сначала стеллажам, а потом машинам) заказчиков и сразу покидает склад.

Кросс-докинг склад – это большой распределительный или перевалочный центр, в который большие грузовики как муравьи стаскивают товар, а с другой стороны склада другие грузовики-муравьи разносят его по мелким норкам. Без отлаженного механизма поставка-перевалка-отправка технология кросс-докинг не сможет работать.

Как работает кросс-докинг?

Для этого типа организации склада совершенно неважно, в какую сторону перемещается товар. Его можно собирать и от нескольких мелких поставщиков одному крупному заказчику. Например, при возврате товара или формировании партии для централизованной погрузки в контейнер. Причем склад не контролирует ни комплектность запечатанной паллеты, ни внутреннюю целостность, ни срок годности. Вся ответственность ложится исключительно на поставщика.

Склад

Для этого типа организации склада совершенно неважно, в какую сторону перемещается товар.

Конечно, если паллета была опрокинута или деформирована во время перемещения по складу, то склад будет нести ответственность согласно договору кросс-докинга с поставщиком или заказчиком. По типовому договору кросс-докинга слад перераспределяет паллеты в течении трех дней и берет оплату за «переработку» одного паллета-места. Тариф может колебаться в зависимости от количества паллет в месяц для одного заказчика (до 50, до 300 и более). Стоимость логистических услуг кросс-докинг склада составляет в среднем от 20 до 50 руб./паллета.

Содержание одного места на складе свыше 3-х дней оплачивается дополнительно. А это ведет к увеличению расходов заказчика и росту конечной розничной цены.

Кросс-докинг 24

Логистическая компания берет на себя стыковку автомобилей поставщиков и заказчиков. Она организует максимально быструю разгрузку/погрузку паллет. Перевалочный cross-docking склад не выписывает свой комплект документов, а лишь снабжает паллетам/машинам заказчиков сопроводительными документами поставщика. Эта процедура существенно снижает сроки «переработки» груза.

Являясь центральным звеном в отношениях между поставщиком и заказчиком, кросс-докинг склад формирует и предоставляет отчеты о своей работе и выставляет счета заказчику. Основная информация по движению груза находится на складе и обрабатывается IT-отделом. Он осуществляет учет и отвечает за документооборот между клиентами. Связанный с автотранспортом cross-docking склад работает 24 часа в сутки.

Ещё по теме:   Высокая рентабельность грузоперевозок - основа успеха

Классическим примером работы кросс-докинг без склада может стать интернет-магазин. Как стол заказов, он формирует сборные заказы и отправляет их отдельно по каждому заказчику. Маркировка поставщика с номером заказа на упаковке позволяет сразу отгрузить его в адрес заказчика минуя его складирование для пересортировки. Груз, полученный от поставщика, может быть моментально отправлен заказчику. Однако интернет-магазин тоже должен принять условия работы по системе кросс-докинг, тем более, если он будет через перевалочный склад.

Кросс-докинг склад

Груз, полученный от поставщика, может быть моментально отправлен заказчику.

Cross-docking для заказчика

Чтобы подключиться к системе cross docking, заказчику необходимо пересмотреть свою систему учета товара на собственном складе. Нужно поручить ответственному персоналу мониторить движение на собственном складе. Ведь оперативность услуги кросс-докинг позволяет не завозить товар большими партиями впрок, а регулярно подвозить большой ассортимент мелкими партиями.

Заказчик должен перестроить свой отдел закупок так, чтобы он составлял заказы не на основе прогнозов, а на основе собственных продаж. Если растут продажи конкретного товара, то должны расти и его запасы на собственном складе. Либо его нужно чаще завозить теми же партиями. Снизились продажи – снизились и объемы закупок.

Примером средства наблюдения за уровнем запасов на складе является система Stock-M. Она позволяет отслеживать ежедневное движение каждой единицы товара на складе (SKU). Формируются графики уровня запасов. При необходимости заказа программа в автоматическом режиме отправляет его поставщику. Одновременно информация о заказе отправляется и на кросс-докинг склад.

Cross-docking для поставщика

Чтобы поставщик подключился к схеме кросс-докинга, ему также необходимо усовершенствовать или реорганизовать свою работу. Прежде всего это касается распределения товара на паллетах по заказам. Тщательная упаковка паллеты и ее маркировка, соблюдение качества и количества товара на паллете. По договору на кросс-докинговые услуги поставщик обязан снабдить каждый заказ/паллету сопроводительными документами. Информирование распределительного склада об отправке груза должно согласовываться с логистической компанией.

Услуга кросс-докинг – это отлаженный элемент в большом цикле поставки грузов. Четкая работа перевалочного склада невозможна без круглосуточного взаимодействия с заказчиком и поставщиком.

Преимущества и недостатки кросс-докинга

Логистическая технология кросс-докинг обладает неоспоримыми преимуществами:

  • позволяет моментально реагировать на колебания покупательского спроса за счет применения систем управления запасами;
  • у поставщиков отпадает необходимость отправлять большие грузовики по нескольким розничным точкам;
  • перераспределение товара происходит на промежуточном складе распределения без его хранения;
  • единая система взаимосвязи поставщик-склад-заказчик позволяет стыковать встречные транспортные потоки и оптимизировать доставку груза от разных поставщиков одной машиной;
  • отпадает необходимость сосредотачивать большое количество товара впрок, ориентируясь на прогнозы;
  • экономия средств на аренде складских помещений и содержании персонала склада;
  • повышает ответственность поставщика за поставленный товар.

Работа по этой системе не может существенно снизить транспортные расходы. Однако рост оборота и высвобождение капитала для эффективных закупок существенно повышают рентабельность.

Перераспределение товара

Перераспределение товара происходит на промежуточном складе распределения без его хранения

Что же касается недостатков, то не все товары могут перемещаться по этой схеме, а лишь скоропортящиеся продукт, товары постоянного спроса, рекламные и акционные товары, негабаритный или высококачественный груз. ERP-системы учета поставщика и заказчика должны работать в непрерывной связи с системой WMS кросс-докинг склада. Сбои в передаче данных и стыковке транспорт могут нанести существенный урон всем участникам логистической схемы.

Схема кросс-докинг хорошо зарекомендовала себя не только в загруженной транспортом Москве или портовом Санкт-Петербурге. Центры cross-docking открываются и в перевалочных местах России, таких как Белгород, Екатеринбург, Новосибирск, Самара, Нижний Новгород, Краснодар, Новороссийск, Ростов-на-Дону etc. Если в мировой практике логистики давно пришли к необходимости использования кросс-докинга, то на просторах России этот метод только развивается. Большая роль в этой технологии отводится грузовому автотранспорту.

Добавить комментарий