Экспедиция грузов

При международной перевозке привлечения экспедитора не избежать.

Экспедирование грузов необходимо для экономии времени грузовладельца, поскольку в процессе перевозки могут быть задействованы несколько перевозчиков, разные виды транспорта, а маршруты торговых путей пролегают подчас через несколько государств.

Экспедиция грузов (транспортная экспедиция) – широкий комплекс услуг по вопросам связанным с перевозкой грузов (исключая саму перевозку), решением всех вопросов разовой и постоянной транспортировки, правовыми аспектами (например таможенным оформлением, получением доверенности на груз, сопроводительных документов и прочее). Иными словами, экспедиционная компания решает все проблемы, которыми грузоотправитель или (и) грузополучатель заниматься по тем или иным причинам не могут.

Для чего это нужно? Прибегая к услугам посредника, третьей стороны, отправитель может не вникать во все тонкости транспортировки, эффективнее расходовать своё время. Установление договорённостей с перевозчиками в сжатые сроки, перевозки несколькими видами транспорта, оформление тяжеловесных и опасных грузов, чертежей для РЖД при отправке на открытом подвижном составе, экспорта и карантинных сертификатов  – все эти бюрократические препоны, трудности и связанные с ними временные затраты берёт на себя компания по экспедиции грузов.

Исторический экскурс в экспедирование грузов

Экспедирование грузов имеет давнюю историю, но долгое время это понятие не имело правового статуса. Экспедитор занимался составлением маршрута, оформлял бумаги, сопровождал груз, но стороны договаривались между собой сами, без типовых документов и досконального разграничения обязанностей. Первыми экспедиторскими компаниями были ГУПы (гос. унитарное предприятие), занимавшиеся экспедицией грузов при грузовых службах.

Первым ГУП РСФСР считается основанное в 1962 году предприятие «Желдроэкспедиция», отслеживание груза которой востребовано на рынке экспедиторских услуг и сегодня.  В Советском Союзе первой республикой, создавшей организацию, специализирующуюся в этой области, был Казахстан.  ГУП Казахской железной дороги, основанно на год раньше «Желдроэкспедиции». Появлявшиеся вслед за ними многочисленные ЗАО и ООО постоянно расширяли спектр услуг, так что сегодня экспедитор грузов может производить погрузку и разгрузку товара средствами компании, использовать собственные контейнеры, подвижные составы и т.д.

Договариваться в индивидуальном порядке экспедиторам и клиентам приходилось до 1979 года, когда Совет Министров СССР попытался урегулировать вопрос. Вскоре подоспел и типовой договор. По нему оказывать услуги по экспедиции грузов могли только предприятия грузового автотранспорта. Договор рассматривал и допускал исключительно  централизованную перевозку от и до железной дороги, морских и аэропортов.

Мириться с таким положением дел пришлось до 1996 года, когда экспедиция грузов получила место в Гражданском кодексе. Помимо определений в ГК были включены общие требования к договору, действующие до сего дня. В 2003 году в своде законов появляется положение «О транспортно-экспедиционной деятельности», дополняются нормативными документами УАТ,  УЖД и пр. Их рассмотрением мы и займёмся ниже.

Интермодальная перевозка - это использование одного транспортного документа и одного оператора перевозки.

Интермодальная перевозка предполагает единый документ, а мультимодальная – единую ответственность за груз на всё пути следования (на разных видах транспорта) одной экспедиционной компании. Смешанная перевозка – несколько видов транспорта, разные зоны ответственности экспедиторов.

Правовые стороны экспедирования грузов

Единые правила экспедирования грузов выработаны Международной федерацией ассоциаций по экспед. деятельности. Важным в этих правилах является понятие оказания полных услуг, т.е. доставки «от дверей — до дверей». Такой комплекс обязательно включает следующие моменты:

  • Доставка груза до точки отправления (терминала погрузки, ж/д станции и т.д.);
  • Погрузку в ТС перевозчика;
  • Составление всех расчётов и договоров с перевозчиком, финансовые расчёты на месте;
  • Разгрузку ТС на месте прибытия;
  • Доставку груза до точки получения.
Ещё по теме:   Экспедирование грузов

Экспедитор грузов может решать все вопросы сам или взаимодействовать с клиентом, по его требованию. Таким взаимодействием может быть составление маршрута транспортировки (например при использовании разных видов транспорта), страхование груза, информирование о продвижении груза по маршруту и т.д.

При типовой договорённости с клиентом, экспедиционная компания сама заключает договора с другими участниками процесса транспортировки, составляет договора на своё имя, коносаменты, ТТН, разрешений и на перевозку опасных грузов и т.д. Однако возможна договорённость, при которой все договора и документы будут заключаться на имя грузовладельца, хотя это серьёзно усложнит процесс перевозки.

Экспедиторская расписка - один из основных документов, в ходе заключения договора транспортировки.

Стандартная экспедиторская расписка, даёт её владельцу право распоряжаться материальными ценностями от имени владельца и возлагает на него ответственность за их сохранность.

Экспедиция грузов в ГК РФ

Определения и договор транспортной экспедиции рассматриваются в 41-й главе ГК РФ. Для досконального изучения вопроса рекомендуется прочитать её полностью, однако существуют моменты, на которые стоит обратить особенное внимание. В частности на пункт 2, согласно которому всё описанное в 41-й главе распространяется и на перевозчика, если он исполняет роль экспедитора грузов.

Ненадлежащее исполнение экспедиционной компанией своих обязанностей означает, что клиент может начинать разбирательства по принципу, применяемому к любой другой услуге, т.е. по 25-й главе ГК РФ (Ответственность за нарушение обязательств). Однако экспедиция грузов предполагает участие в процессе третье стороны, т.е. перевозчика и экспедитор может доказать, что нарушение наступило по вине этой стороны. Это не снимает с экспедиционной компании ответственности перед клиентом, однако в этом случае определяется она по тем же правилам, по каким перевозчик будет отвечать перед экспедитором.

Другая возможность уйти от ответственности имеется у экспедитора в связи с требованием указанным в 803-й статье ГК. Согласно 1 пункту этой статьи клиент обязан предоставить всю необходимую информацию о качественных характеристиках груза (указать, например, что это стекло или скоропортящийся продукт), условиях транспортировки, предоставить документы.

Если необходимая информация или документ отсутствуют, экспедитор обязан запросить их у клиента. Приняв договор к исполнению, экспедитор не может сослаться на непредоставление информации, однако может апеллировать к тому, что информация была неверной. Убытки, причиняемые клиентом экспедиционной компании в связи с неверной информацией или её намеренным непредоставлением, должны быть им возмещены, однако исполнения договора это не отменяет.

Односторонний отказ от исполнения договора означает, что «отказавшаяся» сторона возместит все убытки, связанные с этим решением. Однако к стандартной процедуре возмещения убытков для экспедиции грузов имеется довесок: после одностороннего расторжения экспедитор или клиент, сверх стандартных расчётов, выплачивают штраф в виде 10% о стоимости возмещения убытков. (6 статья ФЗ №87 от 30 июня 2003).

На множество экспедиторов приходится пять основных документов, регулирующих их деятельность.

Услуги по экспедированию грузов становятся качественнее за счёт роста конкуренции, однако деятельность всех видов экспедиционных компаний, регулируют единые законы и нормативы.

Экспедиция грузов в ФЗ №87

Транспортировка грузов – процедура связанная со множеством динамических факторов из-за которых условия перевозки могут меняться по ходу транспортировки. Предвидеть их все не способен ни один договор и в этом моменте закон даёт вполне логичные послабления. Если отступление от уже оговорённых указаний необходимо, экспедитор должен уведомить клиента о необходимости эти изменения внести (например изменить маршрут).

Если возможность сообщить об отступлениях отсутствует, экспедитор груза может внести изменения в процесс перевозки под свою ответственность. Невозможность сообщения означает, что ответ от грузовладельца (или другого экспедитора) не получен в течение суток. Тем не менее экспедитор должен уведомить клиента при первой возможности.

Экспедирование грузов при воздушной транспортировке.

При воздушной транспортировке привлечение экспедитора практически неизбежно, так как грузополучатель просто не успевает взаимодействовать со всеми сторонами процесса.

Поскольку договорённость с перевозчиками формируется до приёма груза, экспедитор в момент приёма должен предоставить его владельцу (или поверенному лицу) информацию обо всех заключённых на текущий момент договорах. Таким образом доверенность на распоряжение грузом должна быть выдана экспедитору в момент формирования договора, до приёма груза. При организации перевозки для бытовых, личных, семейных нужд, экспедиционная компания обязана информировать клиента (по требованию) о его прав согласно защите прав потребителей.

Типовая доверенность на груз наделяет экспедитора правами заключать договора на перевозку, но не на страхование груза. Таким образом, если это не указано в договоре напрямую, страховать груз от имени владельца экспедитор не имеет права.

Штрафы при экспедиции грузов

Клиентом компании может быть физическое лицо, однако услуги экспедиции грузов могут оказываться только предпринимателем. Поэтому Экспедиторская расписка, которую выдаёт клиенту экспедитор и Указания экспедитору, выдаваемые компании клиентом не предусматривают их заполнения только физическими лицами. Эти документы дают экспедитору право на широкий ряд действий, но часто их дополняет отдельная доверенность.

Экспедитор несёт ответственность за причиняемые клиенту убытки, если они истекают из его действий (или неоправданного бездействия). К примеру, при обнаружении признаков несохранности товара, экспедитор должен потребовать от перевозчика подписания коммерческого акта, в противном случае отвечать перед владельцем придётся ему.

Если вред причинён без умысла, Закон предусматривает предел ответственности экспедитора. Сумма не может превысить 666,67 расчётных единиц за грузовое место или другой, установленной единицы погрузки. Несохранность груза  устанавливает предел ответственности в 2 расчётных единицы за 1 кг груза. Предел не действует не только при обнаружении умысла, но и в случае, когда страдает физическое лицо (для бытовых нужд), а причиной является просрочка исполнения обязательств.

Просрочка доставки физ. лицу означает, что экспедитор должен будет за каждые сутки выплатить по 3% своего вознаграждения. Максимум таких выплат – 80% (внутренние перевозки).

Ответственность за экспедиционную деятельность не может быть уменьшена специальным договором.

Определенные Законом о транспортно-экспедиционной деятельности условия и размеры ответственности экспедитора не могут быть устранены или уменьшены соглашением сторон договора (п. 2 ст. 11 Закона).

Клиент в свою очередь может задержать выплаты экспедитору, за что будет платить по 0.1% за каждые 24 часа задержки. Необоснованный отказ от оплаты уже подписанного договора приведёт к штрафу в 10% от суммы (10 статья ФЗ №87). На составление претензий отводится 6 месяцев, а рассмотреть их экспедитор должен в течение 30 дней (написать претензию может не только клиент, но также получатель груза и страховое агентство).

Нарушения, которые допускает экспедиция грузов, имеют срок давности. Он составляет ровно 1 год, после того, как у потерпевшего появилось на его составление право.

Добавить комментарий