Игра на искусственном поле: ГАЗон Next

Внешний вид ГАЗон Next

Создатели ГАЗон Next уверены, что российские среднетоннажники автомобиль по популярности обойдёт, но конкурентное поле определяет цена, а не локализация производства.

Среднетоннажники Горьковского автозавода получили долгожданное обновление в виде автомобиля ГАЗон Next. Преемники четвёртого поколения («Газон» и «Садко» ГАЗ-33088) были представлены публике на сентябрьской международной выставке Комтранс-2013 и запуске производства в сентябре 2014-го, отмеченном присутствием президента страны и детальным интересом прессы. Будущим владельцам машины представители ГАЗ обещают образцовые характеристики и долговечность грузовика, но из-за немалой цены конкурентоспособность автомобиля вызывает опасения.

1 млн рублей, за которые ГАЗ собирается продавать машину, образуется из принципа, взятого за основу разработки: соединение в автомобиле узлов от проверенных зарубежных и отечественных производителей. В коктейле, приготовленном ГАЗ можно найти сцепление ZF, тормоза от «Валдая», кабину от последнего поколения «Газели» и т.д. Принцип не нов и не плох, а высокий уровень локализации кажется оптимальным соотношением в пользу российской продукции, однако некоторые моменты стоит отметить отдельно. Например двигатель.

Силовые агрегаты ГАЗон Next

ЯМЗ 534

Справедливости ради надо отметить, что двигатели Ярославского моторного завода (ОАО «Автодизель») стали устанавливать на ГАЗ-3309 с 2013 года, однако в целом четвёртое поколение серьёзных изменений за последние 25 лет не получило. Новый ГАЗон Next оснащается дизелем ЯМЗ-5344-20, выбор в пользу ЯМЗ нужно отметить как наиболее логичное и удачное решение проектировщиков.

530-я серия двигателей ЯМЗ была удостоена специальной премии как «Лучшая инновационная технология/прорыв». Такой наградой продукцию ярославского завода (весь проект разработки ЯМЗ 530) наделило жюри Института Адама Смита в 2010 году. ЯМЗ 534 — усовершенствованное продолжение этих долговечных и надёжных моторов.

Противооткатный брус ГАЗон next

Противооткатный брус можно увидеть на всех фото ГАЗон Next, поскольку он входит в стандартную комплектацию, в отличие от КПП ZF, которой за доплату можно заменить стандартную коробку.

Таким образом, технические характеристики ГАЗон Next в части силовых агрегатов отвечают самым высоким требованиям. 4 цилиндра (каждый по 1.1 литра) выдают в совокупности 136 л.с. (149 в форсированном варианте, поставляемом для ГАЗон Next 4×4). Для этого дизелю необходимо достичь своего порога в 2300 мин−1. Максимальные показатели крутящего момента приходятся на диапазон 1200-1900 мин−1 и на пике графика момент составляет 420 Н·м. Показатели неплохие, учитывая, что двигатель работает с российским топливом (ГОСТ Р 52368-2005 2-й и 3-й категории):

  • Степень сжатия — 17.5:1;
  • Предполагаемый расход (удельный) — 145 л.с./ч;
  • Масса мотора — 470 кг;
  • Полный объём — 4.43 л.
Размеры короткой базы ГАЗона

На чертежах и на фото ГАЗон Next выглядит примерно одинаково, но именно такой грубоватой внешности ждут от рабочей машины.

Cummins ISF

К сожалению, предпусковой прогрев в технических характеристиках ГАЗона указан только как опция. В качестве альтернативы российскому дизелю новый ГАЗон Next будет поставляться с двигателями Cummins ISF, также хорошо зарекомендовавшими себя при работе с российским диз. топливом. Этот 4-хлитровый дизель (3.76 л точный объём) демонстрирует мощность в 152 л.с.

Ещё по теме:   Man TGX 680 – мощный представитель семьи TGX

Оба мотора выполняют нормативы только Евро-4 и показывают с бортовым кузовом примерно одинаковую максимальную скорость в ~100 км/ч. Common Rail, жидкостное охлаждение и охлаждение подаваемого воздуха также есть на обоих дизелях. Показатели не идентичны, но близки друг к другу:

  • Степень сжатия Cummins — 17.2;
  • Мощность — 152 л.с;
  • Момент — 497 Н·м в диапазоне 1200-1900 мин−1;
  • Масса мотора — 335 кг.
В двойной кабине ГАЗона может разместиться до семи человек.

Первый тест-драйв ГАЗона с двойной кабиной; на фото автомобиль выглядит вполне приемлемо для российской глубинки.

Шасси и трансмиссия ГАЗон Next

Узлы сцепления и рулевого управления (гидроусилитель прилагается) целиком куплены у Sachs ZF. Сцепление ГАЗон Next сухое, однодисковое. Подвеска осталась от старых разработок. Однако, по заверениям производителя, передние рессоры модернизированы. Так или иначе, установка пневмоподвески не предполагается, и поколение Next будет ездить на рессорах (обозначены производителем как мягкие, трёхлистовые), дополненных поперечным стабилизатором.

Коробка передач — только механика, пять скоростей. Но и здесь найдётся повод для оптимизма — на всех передачах имеется синхронизатор, рулевое управление — интегрального типа. Управление работой КПП будет осуществляться через джойстик, равно как и управление электронной педалью газа.

Выставочные образцы полного и заднего привода ГАЗон

ГАЗон Next 4×4 ориентирован на то, чтобы стать в один ряд с легендарными вездеходами ГАЗ. На фото полноприводная модель слева.

При стандартной колёсной базе в 3.77 метра (удлинённый вариант — 4.515 метра) автомобиль может везти 5 тонн (максимальная нагрузка на оси — 2650 / 6600), что, несомненно, положительная тенденция: ГАЗ-3309 мог поднять только 0.5 тонн. Неплохие перспективы и при эксплуатации с небольшим перегрузом. Стандартное шасси ГАЗон Next позволяет устанавливать все возможные надстройки, однако назвать это достоинством сложно даже при сравнении с ГАЗ-3309.

Тормоза дисковые, Wabco (воздушная система от Валдая). Прочих технические характеристики ГАЗон Next не предусматривают, но в рабочая пневматика идет в комплекте с системой АБС. На «полный привод» по умолчанию устанавливаются барабанные тормоза, различается также дорожный просвет вариантов 4×4 и 4×2:

  • ГАЗон Next 4×4 — 315 мм;
  • 4×2 — 265 мм.
Ещё по теме:   Грузовики Renault Midlum (Рено Мидлум): европейские среднетоннажники

Пока автомобиль попадёт на первый серьёзный тест-драйв пройдёт ещё немало времени, а оценить ГАЗон можно только по видео с официальной презентации:

Кабина нового ГАЗон в стиле Next

В экстерьере машины легко угадывается российская (но не советская) родословная. Попросту говоря это кабинный модуль от последней ГАЗели Next дополненный страшноватым бампером. Таким образом, слово «Next» и правда начинает ассоциироваться с неким угловатым «стилем». Правда внешний вид для рабочей машины — дело второстепенное, что подчёркивается пренебрежительным отношением и к названию автомобиля.

Внутри стандартной кабины ГАЗ теперь больше на одно пассажирское место, что неудивительно, учитывая её происхождение. Предлагается и вариант двойной кабины с максимальным числом мест до 7. За доплату возможна установка алюминиевого кузова, но производитель уверят, что в плане устойчивости к коррозии завод сумел добиться неплохих результатов и от стандартного металла. Речь идёт о покраске в купленном  у немцев в 2013 году блоке Eisenmann, однако об обработке непосредственно металла речи не идёт. Вероятно, первые отзывы о ГАЗон Next развеют сомнения в коррозийной устойчивости.

Руль описывается как эргономичный, но регулировка указана только по наклону. За то в руль вмонтировано управление радио, а на конце подрулевого выключателя можно найти управление круиз-контролем. Нужен ли круиз-контроль водителям ГАЗа сказать наверняка трудно, но диллема эта решена ГАЗоном заранее, поскольку круиз-контроль входит в стандартную комплектацию в отличие от стереосистемы с монитором и тахографа.

Кабина пятого поколения ГАЗ

На фото кабина ГАЗон Next: хлипкий пластик салона не внушает доверия, пневмосиденье (как у настоящих «дальнобойщиков») возможно только за доплату.

Достоинства и недостатки ГАЗон Next

Первоначально заявленный 1 млн рублей уже успел расползтись до 1.3 млн, что переносит автомобиль в другую весовую категория. Для сравнения среднетоннажник Mitsubishi Fuso превосходящий ГАЗон по всем показателям стоит немногим дороже — 1.5-1.7 млн рублей. Большое количество импортных деталей (включая даже подшипники, сальники и синхронизаторы) сказывается на цене, но представители ГАЗ уверяют, что владелец ГАЗона сможет сэкономить на ремонте.

По теоретическим расчётам эксплуатация ГАЗон Next обойдётся дешевле на 12-17 %, к тому же стоимость деталей должна оказаться ниже. Всё-таки CSA Castellon, Tenneco, Wabco и пр. — не самые элитные, но проверенные производители. Вероятно поэтому межсервисный интервал увеличен до 20 тыс. км, что соответствует европейским нормам. Гарантийное обслуживание возможно в течение трёх лет (или 150 тыс. км), а созданию новых и качеству работы старых сервисных центров  ГАЗ уделяет много внимания в последнее время.

Выставочный образец 4x4 ГАЗон

Старые тест-драйвы «Садко» оставили у водителей самые приятные впечатления, но выставочная модель полнопроиводного ГАЗон Next пока не уехала дальше стенда.

Как видно, перспективы у нового ГАЗон Next имеются, и покупательский интерес к нему основывается не только на народной любви к легендарному ГАЗ-66. Но, если Горьковскому автозаводу не удастся сдерживать рост цен, соревноваться автомобилю придётся вовсе не с российским «Валдаем», а с такими серьёзными иностранцами как Hyundai HD78 и Isuzu Elf, конкуренция с которыми вряд ли станет искусственным испытанием.