КАМАЗ-65116: «татарин» с американским сердцем

Бескапотные седельные тягачи Камского автомобильного завода, хотя и заслужили достаточно спорные отзывы от профессиональных водителей, тем не менее успели стать в России именем нарицательным: термин «камаз» из аббревиатуры в разговорном языке превратился в самостоятельное обозначение грузовика подобного типа. При этом мало кто способен отличить одну модель грузовика от другой: все они «на одно лицо».

Технические характеристики КАМАЗ-65116

На самом деле маркировка модели может достаточно много о ней рассказать. В данном случае набор цифр 65116 означает:

  • 6 – тяжелый грузовой автомобиль с полной массой до 40 тонн;
  • 5 – седельный тягач;
  • 11 – номер модели в ряду, 6 – модификация.

Основой модели послужил широко распространенный среднетоннажный КАМАЗ-4115. Автомобиль получил значительно усиленные раму и сцепное устройство, что позволило ему перейти в следующий класс по нагрузке. Потребовалась и замена двигателя и трансмиссии: установив на КАМАЗ-65116 «Камминз» (собственного производства по лицензии) в паре с механической девятиступенчатой коробкой передач ZF, также собираемой в Набережных Челнах, инженеры создали не только мощный, но и экологичный грузовик. В зависимости от комплектации на грузовик устанавливались следующие двигатели:

  • КАМАЗ-65116 N3 (заводской код модификации «-78»): CUMMINS 6ISBe 300 – шестицилиндровый 300-сильный турбодизель, соответствующий эконормам Евро-3;
  • КАМАЗ-65116 А4 (заводское обозначение «-23», например, КАМАЗ-65116-6912-23): Cummins ISB6.7e4 300 – тот же агрегат, но за счет перенастройки системы впрыска Common Rail и установки системы подачи раствора мочевины AdBlue доведенный до эконорм Евро-4.

В паре с американско-русским мотором работает коробка передач ZF 9S1310, принимающая солидный крутящий момент в 1097 ньютон-метров через однодисковое сцепление. Трансмиссия связана с двумя задними мостами, передаточное число которых составляет либо 5,94 («автомагистральная» версия КАМАЗ 65116-6010-23 с аэродинамическим козырьком и нижним выхлопом), либо 6,53 на вариантах КAMAЗ-65116-6912-23 и КAMAЗ-65116-6913-23 с верхним выхлопом (последний вариант дополнительно оснащен коробкой отбора мощности, также произведенной на совместном заводе КАМА-ЦФ). При необходимости водитель может включить межколесную блокировку на мостах. Расход топлива по паспорту составляет от 22 л/100 км без нагрузки до 52 л с груженым прицепом – следовательно, штатного бака объемом 350 л хватит как минимум на 680 километров.

Седельный тягач КАМАЗ-65116

Бескапотные седельные тягачи Камского автомобильного завода.

Связка «мотор-трансмиссия» инженерам из Татарстана явно удалась: благодаря низкооборотистому мотору, развивающему пиковый крутящий момент уже на 1400 об/мин, и широкому диапазону передач (от 9,48 до 0,75) грузовик может как ехать налегке с минимальным расходом топлива, так и транспортировать полуприцеп весом в 30 тонн в различных дорожных условиях. Максимальная скорость ограничена на стандартной величине в 90 км/ч.

Подвеска автомобиля – традиционная для средних грузовиков рессорная. На тяжелом тягаче ее уместность спорна: часто возникающий у водителей вопрос «как смягчить переднюю подвеску?» решается регулировкой пневмоподвески сиденья лишь частично, особенно если учесть, что водитель сидит практически над передней осью. Тормозная система – пневматическая, все тормоза традиционно для грузовиков из Набережных Челнов барабанные. Дополнительно установлен «горный тормоз»-интардер, являющийся неотъемлемым атрибутом трансмиссий ZF. По сравнению с традиционными ретардерами эта конструкция заметно эффективнее на низких скоростях, так как связь со вторичным валом осуществляется через повышающий редуктор.

Ещё по теме:   Nissan E-NV200: оптимальное решение для передвижения по городу

Салон и оснащение КАМАЗ-65116

Хотя завод и модернизировал кабину грузовика, многие недочеты предшественников она сохранила. Это понимаешь уже при попытке забраться на рабочее место водителя: к общей проблеме бескапотников – узким и высоким ступенькам, к тому же смещенным в сторону дверных петель, добавляется и достаточно узкая дверь.

Салон и оснащение КАМАЗ-65116

Хотя завод и модернизировал кабину грузовика, многие недочеты предшественников, увы, сохранились.

Интерьер салона КАМАЗ-65116 достаточно спартанский, но вместе с тем он и функционален на достаточном уровне. Простое с виду сиденье Grammer не утомляет при длительном нахождении за рулем, а его пневматическая подвеска неплохо поглощает удары и вибрации, которые подвеска грузовика исправно передает на кабину. Рулевая колонка получила механизм регулировки наклона.

Обновленная приборная панель предельно информативна и при включении способна удивить непривычного человека количеством индикаторов. Вся необходимая информация передается водителю как с помощью классических стрелочных индикаторов, так и через жидкокристаллический дисплей. Особой приметой двигателя Euro-4 стал появившийся на приборной панели индикатор низкого уровня жидкости AdBlue в расположенном за кабиной 35-литровом баке.

Приборная панель КАМАЗ-65116

Обновленная приборная панель.

Руль с гидроусилителем делает управление семитонным грузовиком достаточно комфортным, хотя стоит заметить, что сам по себе он установлен неудобно: зазор до козырька приборной панели мал. Педали удобны, хотя тормоз может показаться излишне легким, особенно при пересадке со старого КамАЗа.

Размеры спального отсека не изменились по сравнению с предшествующими моделями: спальник по-прежнему одноместный и своими размерами напоминающий о том, что это – часть рабочего места.

Новые линзованные фары заметно улучшили освещение дороги в темное время, а зеркала заднего вида дают достаточно полную картину обстановки в задней полусфере. К обзорности с рабочего места водителя претензий также нет – как и у всех бескапотников, обзор прекрасный.

Грузовики на той же базе

Кроме семейства седельных тягачей 65116, КамАЗ выпускает также другие автомобили на основе той же платформы:

  • Самосвал КАМАЗ-65115 с укороченной кабиной без спальника и опрокидывающимся назад кузовом с максимальной грузоподъемностью, составляющей 15 тонн.
  • Бортовой грузовик модели 65117, грузоподъемность тентованной платформы которого составляет 14,5 тонн.
  • Грузовик с КМУ фирмы Fassi, собираемый на базе бортовой модели.

Отзывы владельцев КАМАЗ-65116 А4

Жалобы на качество сборки были достаточно распространены среди водителей грузовиков камского завода. Новый КАМАЗ-65116 не избежал общей участи.

В первую очередь, негатив вызвал использованный двигатель Cummins. Бесспорно, упоминание этого бренда в рекламных характеристиках грузовика неплохо поспособствовало продажам. Но «американец», на самом деле произведенный в тех же Набережных Челнах, по качеству заметно проиграл своим импортным образцам. Столкнуться с течами антифриза и масла на этом двигателе пришлось многим – сказались не лучшая сборка и локализация производства комплектующих. Увы, часть грузовиков не останавливается на регулярных мелких проблемах с двигателем и отправляется на капремонт уже при смешных для коммерческого транспорта пробегах в 150-200 тысяч километров. Отзывы владельцев КАМАЗ-65116 с ТНВД «Бош» часто указывают на слабость привода насоса – умельцы заменяют его на отечественный, проигрывая в динамических качествах, но при этом и избавляясь от поломки, гарантированно обездвиживающей тягач.

Ещё по теме:   УАЗ-390945 «Фермер»: старый знакомый на новый лад

В связи с этим отказ руководства завода от проверенных временем дизелей ЯМЗ, ремонт которых к тому же ощутимо дешевле, выглядит достаточно странно – в современные экологические нормы они укладываются точно так же, как и «Камминз».

При частой эксплуатации с максимальной нагрузкой быстро вырабатывается ресурс сцепления, площадь накладок которого явно недостаточна для таких условий. Напрашивается установка двухдискового сцепления, применяемого на других модификациях татарских грузовиков.

Чаще всего можно услышать жалобы на комфорт водителя – как уже упоминалось, жесткая передняя подвеска передает на кабину все нюансы рельефа дорожного покрытия, на крупных выбоинах запаса хода пневмоподвески сиденья не хватает для амортизации ударов. Проблему могло бы решить введение подвески самой кабины, но подвижек в этом направлении руководство завода, очевидно, не планирует.

Определенным оправданием низкого качества может стать цена на КАМАЗ-65116, которая начинается с отметки чуть выше 3 миллионов рублей. Но нужно помнить, что грузовик приобретается не на год и не на два, и его простои на ремонт могут значительно снизить доходы предприятия.

Переоборудование на газ для КАМАЗ

При реальной эксплуатации расход груженого КАМАЗ-65116 не падает ниже 40 литров на «сотню». В сочетании с ценами на дизельное топливо это делает установку газового оборудования на грузовик в длительной перспективе весьма выгодной.

В отличие от бензиновых двигателей, где при переходе на газ подача бензина отключается полностью, на дизелях небольшое количество солярки продолжает впрыскиваться в цилиндры для воспламенения воздушно-газовой смеси, поэтому в данном случае термин «перевод на газ» не совсем корректен, правильнее говорить о работе на комбинированном топливе. Для оснащения газовым оборудованием обычно выбирают «тридцать четвертую» версию автомобиля, оснащенную мотором КамАЗ-740.

Как утверждают отзывы, КАМАЗ-65115-34 на метане расходует около 40 кубометров газа на 100 км. Учитывая разницу в цене метана и дизельного топлива, экономия становится ощутимой, причем при грамотной настройке газового оборудования ресурс силового агрегата не снижается.

Заключение

Стремление к улучшению собственной продукции иногда реализуется странным образом. С одной стороны, приятно сознавать, что КамАЗ развивает свое производство за счет кооперации с мировыми гигантами – Cummins и ZF, с другой – проводимая компанией политика контроля качества вызывает недоумение.

С учетом активной работы конкурентов – в первую очередь минчан, выступающих в том же сегменте цен, в Набережных Челнах рискуют потерять часть «места под солнцем». Инвестиции в производство лицензионных двигателей могут и не оправдать себя.

Добавить комментарий