Лесовозы Скания: экспансия из шведской провинции

Лесовоз Скания R500

Skåne County – самая южная и самая лесная область Швеции, от которой происходит название автомобильной компании широко известной своими неубиваемыми тягачами.

На плечи этих северных машин приходится не только тяжёлый груз, но и бремя народной любви, ведь лесовозы Скания – наиболее представительное семейство тягачей, после традиционных обитателей лесных российских дорог – УРАЛов и МАЗов. Шутка ли, по нашим грунтовым «однополоскам» колесит около 40 тыс. тягачей шведской компании, правда не отстаёт от них и главный конкурент Scania – лесовозы Volvo. Попробуем разобраться в причинах столь серьёзной экспансии на отечественный рынок, преимуществах и недостатках шведской продукции перед российской.

Почему лесовозы Скания покупать нужно:

  1. Потому что климатические условия Швеции как нельзя лучше соотносятся с российскими, а именно температурный режим становится камнем преткновения для большинства эксплуатируемых в нашей стране образцов западной мысли. Дороги, на которых тестируются лесовозы Скания, также далеки от идеальных, как и наши пути перевозки сортимента. Непростые условия эксплуатации  в родной стране позволяют говорить о том, что Scania – лесовоз максимально подготовленный для непростых отечественных дорог.
  2. Не меньше, чем наши лесозаготовщики, шведские коллеги знакомы со своим промыслом: в северных странах лесовозы Scania и Volvo занимают лидирующие позиции, а объём древесины, поступающей из этих стран в остальную Европу ничуть не уступает российским масштабам. Никакой конкуренции с этими тягачами машины китайского, бразильского или даже турецкого производства (см. Mercedes Axor) выдерживать просто не в состоянии. Их козырь в другом.
Скания проигрывает по уровню локализации, но выигрывает по качеству.

В отличие от своего главного конкурента из Швеции – концерна Volvo – лесовозы Scania в России пока не собираются из-за чего проигрывают Volvo по цене.

  1. Хорошее знакомство с лесозаготовкой, сотрудничество с компаниями занимающимися производством сопутствующей спец. техники позволило шведам создать не просто отдельные модели сортименто- и хлыстовозов, а целый комплекс услуг. Фактически покупатель может сам создать машину «под ключ», заказав необходимые для лесовоза надстройки (Alucar, Sisu, DOLL Fahrzeugbau) и манипуляторы (HiabLoglift, Liebherr, Kesla), выбрав необходимую комплектацию, шасси и пр. Практически все модели Scania адаптируются под лесовозы, поэтому на базе любого из них покупатель может собирать технику нужную именно ему, экономя на ненужных опциях, лошадиных силах и т.д.
  2. Четвёртая причина, по которой можно лесовоз Скания купить и не пожалеть о покупке, – расход топлива. Сравнивая двигатели КамАЗов и шведских конкурентов можно заметить неутешительные для российского тягача характеристики: на один и тот же расход топлива у продукции Камского автозавода приходится двигатель в 260 л.с , у Scania – 500. Разница на лицо.
  3. Верно и обратное: при одинаковой мощности, расход топлива шведом будет заметно ниже. Грузоподъёмность, при одинаковых характеристиках расхода и вовсе не в пользу российской продукции – на 500 л.с. лесовоза Scania приходится 24-26 тонн, т.е. в 2.5 раза больше.
Фото лесовозп Скания во время погрузки

Универсального решения для перевозки леса не существует, отчасти из-за ограничений российского законодательства, но 24-хметровые лесовозы Scania можно увидеть и в нашей стране.

Почему лесовозы Скания покупать не стоит

Какой бы разносторонний выбор не предлагали шведы, а ценник на их продукцию кусается так, что впору для покупки “дома на колёсах” закладывать недвижимое имущество. Есть ограничения и по минимальной комплектации, т.е. экономия на ненужных опциях не может быть бесконечной и некоторую часть автомобиля придётся купить даже без прямой необходимости. А цена на минимальную комплектацию нового лесовоза Scania обретается в районе 5 млн рублей. Для сравнения вышеупомянутый КамАЗ (модель 44108) оценивается заводом в 1.7 млн рублей, т.е. втрое дешевле.

Ещё по теме:   Неизвестный QUON

Упрощая получаем, что Scania – лесовоз перевозящий вдвое больше российского тягача, но стоящий втрое дороже. При этом в родной для этих лесовозов Швеции давно разрешено использование автопоездов до 25 метров в длину. Максимальный вес машины – 60 тонн. Российские нормативы заметно жёстче и большинство подготовленных специалистами Scania решений для нашей страны не годится, ведь мощный тягач просто не сможет проявить здесь свои характеристики до конца.

Как видно преимущество Scania не столь очевидно и дьявол кроется в деталях. Наиболее приемлемой и чаще используемой в качестве лесовоза является серия R. Рассмотрим эти лесовозы Скания внимательнее.

Лесовозы Scania: Rseries

Линия R производится шведским концерном с 2004 года, хотя презентация автомобиля состоялась немного раньше. Уже в 2005 году новинка получила титул лучшего «Грузового автомобиля года». Международное жюри отметило работу создателей над уменьшением массы, высочайшую надёжностью всех уязвимых и подверженных износу узлов (ресурс двигателя оценивался в 1000 тыс. км.), отличную производительность грузовика, вкупе с сохранением традиционных черт тягачей Scania. Отзывы водителей свидетельствуют о значительно улучшенной эргономике рабочего места, по сравнению с предшествующей “эрке” 4-й серией.

Названия новых тягачей Scania выстраивается по простой формуле. Тип кабины определяет первую букву (P, R и G), следующие за ней цифры – мощность двигателя в л.с. (предыдущая, 4-я серия тягачей – объём двигателя первые две цифры, третья – индекс семейства). Буква после цифр означает цель, под которую спроектирован автомобиль (L – магистральный тягач, C – карьерный, строительный, D – развозная техника). После индекса назначения указывается тип автомобиля (шасси или седельный тягач – B и A) и колёсная формула. За ними следуют условия тяжести работы (от лёгких до самых тяжёлых – M, H, E), высота шасси (в порядке уменьшения – H, N, L, E) и тип подвески (полностью рессорная, полная пневматика, пневматика сзади и рессора спереди – Z, B, A).

Параметры кабины лесовоза Scania

В просторной кабине лесовоза Scania R можно встать в полный рост.

Кабины типа R разрабатывались с расчётом на дальние перевозки (например для международной транспортировки) и эксплуатацию в тяжёлых условиях. При сравнении с серией P, R-кабины выделяются большой высотой над землёй (к примеру крыша CR16 расположена выше CP16 на 310 мм, что означает наличие ещё одной ступеньки для водителя). Пространство расширено за счёт уменьшения тоннеля (на 15 см).

R-серия обладает также улучшено вентиляцией и допускает несколько принципиально разных вариантов комплектации. В сверх комфортабельных вариантах Highline и Topline есть где разместиться даже нескольким габаритным пассажирам: высота последней – 2230 мм, Highline – 1910 мм. Возможны одно- и двухспальные комплектации.

Силовые агрегаты лесовозов Scania

От остальных грузовых машин Scania, серию R отличают восемь цилиндров V-образного расположения. Это серьёзная заявка и характеристики мотора ей соответствуют, ведь при создании двигателя конструкторы Scania задействовали все лучшие разработки за последнее десятилетие, модернизировали все старые узлы. Наиболее известный представитель линейки – 16-литровый дизельный мотор DC 1604, обладающий мощностью 580 л.с. и крутящим моментом в  2700 Н·м.

Ещё по теме:   На Mercedes-Benz Sprinter – модернизирована электронная система стабилизации ESP

Помимо 8-мицилиндровых представителей используются и стандартные 6 цилиндров. Это 11-ти литровые дизели DC 1108 (1600 Н·м, 430 л.с.) и DC 1109 (1800 Н·м, 380 л.с.) и их старший собрат DC 1214 развивающий до 420 л.с.  (470 с модификациями) и 2100 Н·м крутящего момента.

Современные вариации силовых агрегатов демонстрируют мощность до 700 л.с. и все они являются гордостью компании. Эффективные и долговечные форсунки, знаменитая турбокомпаундная система и многоэтапная рециркуляция газов – всё это лишь верхушка айсберга. Все грузовики R-серии оснащаются электронными блоками, объединёнными многофункциональной шиной CAN, что позволяет автоматике быстро находить неисправности и регулировать работу двигателя и подвески прямо по ходу движения.

Рабочее место водителя лесовоза Скания

Приборная панель Скания R выстроена идеально, а сбоку нашлось место даже для кофеварки.

Через электронную шину двигатель взаимодействует с автоматикой трансмиссии Opticruise, что до минимума снижает расход топлива. Выбросы окиси азота снижаются за счёт внедрения и совершенствования системы Selective Catalytic Reduction, смешивающей в каталитическом нейтрализаторе мочевину и чистый воздух. Вкупе с рециркуляцией газов это позволяет поддерживать высокую экологичность автомобиля, вписывать в непростые нормативы будущих стандартов Euro.

Scania PDE – система впрыска и контроля впрыска топлива, собственная разработка компании. Устанавливается в стандартной комплектации и позволяет выравнивать и снижать расход топлива

Шасси Rseries

Предлагается два основных варианта – шасси 6×4 и 8×4 с разными вариантами подвески. Уникальное предложение для лесовоза – 4-хбаллонная пневматическая подвеска. Благодаря её малому весу лесовозы Скания берут больше груза и расходуют меньше топлива. Рессоры устанавливаются по требованию покупателя, и сами шведы склонны делать выбор именно в пользу рессорной или комбинированной подвески из-за возможности разбить ходовую часть на пневмобаллонах (при отсутствии жёсткости водитель забывает снизить скорость).

12-тиступенчатая трансмиссия позволяет точно дозировать нагрузки и совершать сложные манёвры. Запас прочности у этого узла таков, что по статистике сервисных центров ремонт КПП требуется единицам автомобилей, несмотря на десятки лет эксплуатации.

На все лесовозы устанавливаются ретардёры собственного производства. Стандартная мощность ретардёра Scania – 4100 Н·м. Такого тормоза достаточно, для остановки даже перегруженного тягача.

Лесовоз Scania  в сборке.

Помимо стандартных колёсных формул 4х2, 6х2, 6х2 с двумя управляемыми мостами, 6х2 с задним управляемым мостом и 6х4 Scania предлагает собрать лесовоз на “нестандартных” четырёхосниках 8х2, 8х4 (1 и 2 управляемых моста) и на полном приводе 4х4 и 6х6.

Отзывы владельцев лесовоза Scania

Андрей, Петрозаводск. Scania R500, пробег 800 тыс. км.

Выбирал между Маном с небольшим пробегом и тягачом Scania из под лизинга (500-600 тыс. пробега). Никаких сомнений в ориентированности на лесозаготовки этой машины у меня не было, опыт общения со шведскими машинами – положительный. Но при одинаковой цене, Scania имела пробег почти вдвое больше и эксплуатировалась в крайне тяжёлых условиях. В пользу шведа говорили характеристики: везёт на 40% больше, расход ненамного, но экономичнее. Выбрал лесовоз Скания и не прогадал. Несмотря на большой пробег, никаких серьёзных поломок за первые полтора года не наблюдал, хотя сейчас собираемся менять лёгкие алукаровские коники на Titan 10.

Рустам, Уфа. Scania R620, пробег 220 тыс. км

Это первая Скания в нашей компании. В нашем парке уже есть МАЗ-6303, два Урал-375 и т.д. Знакомство со шведскими машинами стало откровением: решили купить лесовоз Скания с надстройкой Kesla, манипулятором Alucar. Для водителя здесь сделано всё: рабочее место выверено до мелочей, обставлено до неприличия богато. Динамика, разгон, управляемость – всё на высоте. Ксеноновые фары. Отмечу возможность автоматического включения ретардёра при спуске под горку (настраивается на превышение определённого порога скорости). Единственная поломка пока – разбитая рессора, что связываю с тяжёлым передним мостом. Если и дальше будем двигаться без серьёзных поломок – отобьём покупку за пару лет.