ЛуАЗ 967 Волынь – отечественная амфибия для решения важных задач

По заданию правительства Луцкий автомобильный завод приступил к выпуску маневренного, малотоннажного автомобиля ЛуАЗ 967. Его основным предназначением была возможность вывезти с поля боя нескольких раненных, преодолевая при этом бездорожье и воду. Связана такая директива была по случаю начала Корейской войны (1949-1953 г). Имеющиеся «Газоны» проявили себя неплохо, но были довольно неповоротливыми и громоздкими. Модификация ЛуАЗ 967 ТПК вышла с двигателем МэМЗ, имеет корпус, не пропускающий воду и регулируемую рулевую базу, позволяющую управлять амфибией в полулежащем положении. Обновленный агрегат рассчитан для перевозки двух тяжелораненых на носилках или шести сидячих пассажиров. Скорость передвижения автомобиля составила от 2 до 75 км/ч, в зависимости от поверхности дороги или водной преграды. На видео доступен краткий обзор.

Детальный обзор ЛуАЗ 967 амфибия

Рассматриваемый автомобиль оснащен минимальными конструкционными новшествами, при этом легко преодолевает крутые подъемы и труднопроходимые участки. Среди особенностей ЛуАЗ 967 амфибия можно выделить следующее:

  • Вмонтирована новая панель приборов и усиленные лонжероны;
  • Четырехступенчатая КПП с возможностью активации пониженной ступени для преодоления сложных маршрутов;
  • Отбрасываемое водительское кресло и опускающийся рулевой узел с приборной панелью;
  • Круглые фары сзади, откидной фонарь-искатель, опускающийся лобовик;
  • Штатный водооткачивающий насос и система тормозного привода барабанного типа с одним контуром;
  • Отбрасывающийся задний борт.
Волынь

Автомобиль оснащен минимальными конструкционными новшествами, при этом легко преодолевает крутые подъемы и труднопроходимые участки

Внешне модель ЛуАЗ 967 ТПК напоминает легкий грузовик, созданный на основе ЗАЗовской версии. Первое впечатление от экстерьера машины может оказаться обманчивым. Несмотря на кажущееся сходство с прошлыми «луазиками», этот автомобиль относится к полунесущим конструкциям, так как вся нагрузка приходится на панель пола.

Серийное производство рассматриваемого автомобиля производилось на Луцком автомобильном заводе с 1975 по 1989 гг. Среди вариаций можно отметить стандартную версию 967, 967-М, 967-МП. Наиболее популярная версия представлена на фото.

ЛуАЗ 967

Среди вариаций можно отметить стандартную версию 967, 967-М, 967-МП

Амфибия в свое время пользовалась сумасшедшим успехом. Во-первых, специальная система рулевого управления позволяла при обстрелах двигаться под управлением водителем в лежащем состоянии, при этом роль педали газа играла ручная дроссельная заслонка. Во-вторых, торсионная независимая подвеска давала возможность конструктивно соединить жестко коробку переключения передач и задний мост (через редуктор). Передний привод оставался неотключаемым. Фронтальная часть амфибии оснащалась лебедкой, дополнительную надежность машине придавало отсутствие карданных шарниров. Лебедка поставлена с расчетом вытягивания не самого авто, а раненных с поля боя на специальной пластиковой волокуше.

Ещё по теме:   Шведский грузовик и шведская руда

Силовой агрегат

Технические характеристики мотора ЛуАЗ 967 приведены в таблице:

Мотор ЛуАЗ 967

Тип мотораКарбюраторный МеМЗ
Рабочий объем887 куб. см
Мощность (л. с)30-40
Число оборотов/крутящий момент (об/мин)5600/3000
Расход топлива (л/км)10/100
Мах. Скорость (по трассе/на плаву), км/ч75/3
Тип горючегоБензин Аи 92
Характеристики ЛуАЗ

Технические характеристики мотора ЛуАЗ 967

Трансмиссия, габариты и прочие характеристики

Сцепление амфибии скопировано от автомобиля ЗАЗ. Устройство сконструировано таким образом, что на передние колеса подается постоянный привод, а задний мост можно активировать путем переключения рычага, расположенного возле ручки коробки передач. По воде передвижение осуществляется за счет вращения колес.

В таблице представлены прочие характеристики

ЛуАЗ 967

Длина/ширина/высота (мм)3 681/1 712/1 580
Колесная формула4*4
Тормозной механизмБарабаны из алюминия с чугунными вставками, усиленные гидровакуумом
Масса (т)Полная – 1,35, снаряженная – 0,95
ПриводПолный, подключаемый
Клиренс (мм)285
ПодвескаПолностью независимого типа, усиленная
Вместимость3-6 мест

Модификации

На основе базовой модели предпринимались попытки создания различных модификаций:

  1. С конца 60-х годов основная версия автомобиля использовалась, как армейский автомобиль для транспортировки бойцов, получивших ранения, а также на нем монтировались турельные облегченные пулеметы, безоткатные орудия, гранатометы, противотанковые орудия. Машина экспортировалась в европейские соцстраны;
  1. Версия ЛуАЗ 967-М имела увеличенную мощность до 37 лошадок. Появились шины с большей шириной (5,9/13), двухконтурная гидравлика и улучшенное электрооборудование, унифицированное с «Уазиками» и «Москвичами». С 1980 года машина оборудовалась упрощенными тентами съемного типа, неоткидными бортами с возможностью буксировки прицепа весом до 0,3 тонны;
  1. ЛуАЗ ТПК 967-МП – своего рода малый внедорожник, применяемый для штабных целей с возможностью монтажа радиостанции либо вооружения. Внешним отличием стало оснащение передним бампером, широкими зеркалами заднего вида, защитными боковыми фартуками;
  1. Имелись опытные образцы, созданные в виде трехосного транспортера. Но, в массовое производство этот проект запущен не был.
Водная переправа ЛуАЗ

Сцепление амфибии скопировано от автомобиля ЗАЗ

История создания

Ещё по теме:   Хово А7 овладевает российскими просторами

Разработка модели ЛуАЗ 967 производилась совместно со специалистами НАМИ и АвтоЗАЗа. В результате амфибия получила V-образный четырехцилиндровый мотор с воздушным охлаждением. Велись эксперименты с монтажом пластикового корпуса, но с учетом его хрупкости предпочтение было отдано стальному варианту с тентом. На последних моделях отказались от установки дифференциала, сделав при этом отключаемый задний мост.

Возможность десантирования транспортного средства на парашюте обеспечивала усиленная подвеска. Водительское место расположилось посредине авто, спиной к нему предполагалось размещение санитара, а сбоку осуществлялась погрузка носилок с ранеными. С учетом того, что у амфибии отсутствовал гребной винт, передвижение по воде происходило за счет оборота колес. В связи с этим можно отметить, что машина на суше была маневреннее.

Спереди в ЛуАЗ ТПК разместилась лебедка. Боковые борта служили своеобразной защитой от обстрелов и стабилизировали автомобиль при перемещении по воде. На бортах монтировались металлические трапы, служащие для заезда и выезда из водоемов и преодоления небольших рвов.

Сначала разработка транспортера планировалась на Запорожском автомобильном заводе, но в связи с нехваткой производственных мощностей проект был перенесен на Луцкий автокомбинат. ЛуАЗ 967 в серийное производство поступил с 1969 года. Первоначальные поставки машины не были массовыми из-за всевозможных конструктивных недочетов. За период производства амфибия постоянно дорабатывалась и модернизировалась.

Сейчас автомобиль является настоящим раритетом. Купить его можно в частную собственность на распродажах после консервации воинских частей. В советское время амфибии были доступны исключительно для армейских подразделений.

ЛуАЗ ТПК

Сейчас автомобиль является настоящим раритетом

Отзывы владельцев

Максим из Санкт-Петербурга (РФ) поделился своими впечатлениями о военном вездеходе. Ниже приведен его отзыв:

«В движении машина дарит непередаваемые ощущения. Мотор небольшой мощности уверенно разгоняет легкий транспортер, который лихо подпрыгивает на кочках, благодаря жесткой подвеске. Переключательные рычаги и раздаточная коробка находятся у ног водителя, который располагается по центру кабины. На капоте можно открыть воздухозаборник, дающий дополнительное охлаждение силовому агрегату».

Отзыв от Игоря из Воронежа:

«ЛуАЗ 967 был приобретен у военного. Сборка автомобиля полностью оригинальная. Пришлось изрядно повозиться с мотором. Сначала он глох, потом троил. После замены его на «пятерочный» карбюратор и монтаже бесконтактного зажигания картина заметно улучшилась. О передвижении по воде можно сказать, что ЛуАЗ 967 – настоящая амфибия. Жидкость в вовнутрь не просачивается совсем, правда скорость, как у черепахи».

Добавить комментарий