MAN KAT: немецкий стандарт бездорожья

Военный грузовик MAN KAT

КАТ I – ещё один пример немецкого подхода к вопросам бездорожья.

MAN KAT – семейство суровых внедорожников-контейнеровозов (4×4, 6×6, 8×8), спроектированное под руководством MAN SE по заказу немецкой армии (1976-81 гг). Грузовик отличали превосходная подвижность, прекрасные вездеходные качества и большой запас надёжности всех узлов. Некоторые решения немецких инженеров были использованы в военных грузовиках США. куда попали благодаря заказам НАТО. А сам MAN KAT1 сегодня доступен гражданским лицам и продолжает успешно использоваться в условиях бездорожья и высоких нагрузок.

Историческая справка: MAN KAT 1

Акртический вариант МАН КАТ.

Радиус разворота МАН КАТ – 13 метров. При этом даже в повороте автомобиль может ехать с боковым наклоном в 40°.

Необходимость обновления парка транспортных средств была заявлена Бундесвер ещё в 1962. В частности речь шла о создании линии амфибий грузоподъёмностью 4-10 тонн и разным количество осей (2-4). В течение нескольких лет разработками занимались различные подведомственные армии организации, вроде Wehrtechnik und Beschaffung (Оборонные технологии и закупки).

В 1964-м на основе большинства этих тендерных компаний руководству MAN удалось создать единое бюро немецкой автомобильной промышленности. В течение следующих 10 лет создавались различные прототипы будущего MAN KAT, однако до производства дело не доходило. По ходу теоретических изысканий менялись и требования к грузовику:

  • Постоянный привод на все колёса;
  • Возможность работать при низком давлении в шинах;
  • Ядерная, биологическая и химическая защита;
  • Многотопливный двигатель;
  • Неограниченная мобильность;
  • Минимальный запас прочности – 10 лет без серьёзных поломок.

Угнаться за такими требованиями было нелегко, тем более, что в качестве заказчика выступала уже не немецкая армия, а ведомства НАТО. Тем не менее в 74 году нужный результат всё же был достигнут. Двухосная модель имела грузоподъёмность в 5 тонн и могла преодолеть брод в 1.2 метра (уровень воды мог достигать 1.65 м). Двигатель не имел турбонагнетателя, но работал с отличной системой воздушного охлаждения Deutz V8. Специалистам НАТО эта машина показалась слишком дорогой, однако 4 декабря 1975 договор MAN и Бундесвер всё же был подписан.

Изначально представители НАТО требовали от двигателя MAN KAT всеядности в плане топлива. В процессе проектирования выяснилось, что создание такого двигателя возможно, но невероятно затратно. Приблизительная стоимость машины заставила отказаться от этого требования.

Особенности конструкции MAN KAT

-->
Современный вариант МАН КАТ.

На основе выпускавшейся несколько десятилетий назад машины современные компании собирают грузовики, внешне неотличимые от MAN KAT или SX, но с современной начинкой.

29 ноября 1976с на заводе MAN была собрана первая партия MAN KAT 8×8. Семейство логистических ТС практически сразу же были испытаны в рабочих условиях и подтвердили заявленную производителем надёжность. Позже к ним добавились 4×4 и 6×6.

Ещё по теме:   Тройка лучших новинок военной техники России

После окончания производства оригинально версии, KAT1 использовался в разработках других грузовиков MAN. Наиболее известный последователь MAN KAT 1 – универсальный грузовик MAN SX. Экспортная вариация для США обозначалась как M1014. M1013, M1002 и M1001.

Шасси MAN KAT

Жёсткая рама МАН КАТ имеет стандартную форму. Но нестандартную начинку. Сделанная из сверхпрочной стали она способна переваривать сильные нагрузки на кручение. Электроника машины позволяет непрерывно отслеживать целостность рамы, благодаря коробчатой структуре: в каждую секцию рамы закачан инертный газ, при утечке которого фиксируется поломка. Запаянные «коробки» также предохраняют раму от опадания внутрь влаги.

Под этой прочной рамой располагается подрамник, проходящий по всей длине основной конструкции. Горизонтальную прочность этой комбинации придают траверзы, расположенные посередине, в передней и задней части рамы. Средние траверзы MAN KAT также имеют секционную структуру. Расположение этих траверзов напрямую зависит от одного из двух вариантов трансмиссии:

  • Классический вариант. Непосредственная стыковка двигателя и КПП через гидромуфту. Раздаточная коробка в таком случае располагается между второй и третьей осями, посередине. Соответственно к этим осям в первую очередь и передают крутящий момент карданные валы, и затем только к следующим осям, если таковые имеются.
  • Вариант off-road. Посередине рамы MAN KAT находится не только «раздатка», но и сама КПП, находящаяся с ней в общем, хорошо защищённом отсеке. В таком расположении имеется смысл, если от машины требуются улучшенная развесовка.

Коробка передач на MAN KAT гидродиапазонного типа. В конструкцию ZF 16S-160A входит гидротрансформатор. Сцепление кулачковое. За время производства машины, количество передач было увеличено с 6 до 16, максимальная скорость с 90 до 130 км/ч (но оптимальный расход достигался независимо от КПП при 80 км/ч).

Двигатель MAN KAT

Стандартным для внедорожника является дизель DEUTZ BF8L413F. Мощность этого 13-тилитрового «малыша» (12.76 л) составляет 320 л.с. Не менее внушительно выглядят остальные характеристики:

  • Максимальный момент – 1080 Н∙м, демонстрируемый уже на 1650 мин-1;
  • Удельный расход – 0.22 кг/кВт·ч (высокая эффективность, ставшая основой небольшого расхода топлива автомобилем – 25-30 литров на 100 км, 65 – при полной нагрузке);
  • Степень сжатия – 5:1;
  • Общий вес – 900 кг;
  • Температурный режим от 32 до -50°С (стандарт работы охлаждения DEUTZ и арктический комплект).
Ещё по теме:   Армейские грузовики России

Большую мощность (360 л.с.) имел последний двигатель второго поколения (MAN KAT I) – DEUTZ BF8L513G. Однако предлагалась установка ещё более мощных агрегатов с той же системой охлаждения DEUTZ. Невысокая степень компрессии основного мотора позволяла использовать некачественное топливо, а фирменная система фильтрации MAN PM-KAT – масло с загрязнениями.

Интересно расположение воздухозаборника, находящегося над мотором, в самой высокой точке шасси. При этом сам двигатель защищён мощным поддоном и полностью изолирован от грязи. Такая конструкция позволяет MAN KAT1 преодолевать броды до 1.5 глубины. Предпусковой прогреватель мотора имеется не на всех машинах, поскольку ставился по заказу.

Чертёж МАН КАТ с основными размерами.

О серьёзности вездеходных намерений дают понять передний и задний скос автомобиля – 45° и 42°.

Подвеска и кабина MAN KAT

461 мм – дорожный просвет этого автомобиля. Для того чтобы создать такой задел проходимости, потребовалось использование специальных компактных односкатных шин. Шины в свою очередь потребовали разработки планетарных мостов .

Грузовик использует нехарактерную для своего времени и класса прогрессивную подвеску, т.е. подвеску, характеристика упругости которой нелинейна относительно нагрузки (мягкая при небольшой деформации, жёсткая в конце сжатия). В МАН КАТ это было достигнуто за счёт спиральных пружин из специального сплава.

Вариант MAN KAT с неоткидной кабиной.

В кабине MAN KAT 8×8 расположены 3 сиденья. Складная спинка центрального служит платформой, для выхода на наблюдательный пункт через люк.

Прогрессивная подвеска вкупе с высокий динамическим ходом колёс, достигаемым за счёт гидравлических амортизаторов, позволяет удерживать контакт с дорогой даже при диагональном вывешивании с 70-тисантиметровой разницей высоты. Жёсткая на кручение рама – перевозить ценное оборудование.

Угловатая на вид кабина MAN KAT соответствует армейским представлениям об удобстве и функциональности. Симметричные ветровые стёкла устанавливаются вертикальной, обе секции взаимозаменяемы и герметичны. Внутри салона имеется масляный обогреватель, снаружи – механизм очистки стёкол от снега и льда.

Кабина, могла откидной (гидравлический подъёмник). Неоткидной вариант имел дополнительные люки для доступа ко всем агрегатам вездехода.

Воорружение МАН КАТ.

Для самообороны на кабины MAN KAT устанавливались пулемёты марки Rheinmetall MG3 или подобные им, благодаря чему рядом с люком на крыше появились специальные крепления.

Последние модели MAN KAT

За годы производства автомобиль неоднократно модернизировался, в основном для комплектации разными видами оружия, защиты, модульной брони и т.д. Последней крупной модификацией считается MAN KAT I А1 – тактические грузовики, оптимизированные для перевозки в транспортных самолётах Transall C-160 и Lockheed C-130 Hercules.

KAT I 8×8 способны перевозить уже до 15 тонн. Грузоподъёмность этих машин служила для транспортировки ракетных систем Roland и MIM-104 Patriot, лёгкой артиллерии, систем пожаротушения, доставки в место проведения операции беспилотников и дронов «Brevel» и т.д.

Вариант лесовоза на основе MAN KAT.

Вездеходные качества, жёсткая рама и возможность устанавливать на машину краны и манипуляторы привели к тому что на основе серии MAN SX массово собираются сортиментовозы.

Вариант МАН КАТ 4×4 во втором поколении грузовика достиг грузоподъёмности 7 тонн. Они также используют мотор Deutz мощностью 320 л.с., но имеют турбонагнетатель и дополнительное, промежуточное охлаждение. На все варианты мог устанавливаться кран Atlas-Weyhausen уменьшавший грузоподъёмность на 1 или 2.5 тонны, 30-ти метровая стальная лебёдка.

Сегодня MAN KAT 1 не производится, однако популярность его такова, что питает целую отрасль производства сувениров и моделей. Смотрите на видео MAN KAT в виде отличной игрушечной копии а так же видеообзор реального грузовика в деле: