Многоликий Mercedes Atego: обзор Атего 815

Атего 815 с надстройкой манипулятором.

Преимуществом первого поколения Atego, к которому принадлежит и модель 815, считалось обилие электроники, позволяющей экономить на топливе и легко интегрировать электронику трейлера в систему диагностики и управления. Однако является ли этот подход выгодным для России, большой вопрос.

Семейство развозных грузовиков Atego проектировалось с расчётом на широкие возможности модификации, используемые инженерами Mercedes до сих пор. Атего 815 лишь одна из множества, среди двух с половиной десятков основных модификаций, на которые приходится огромное количество дополнительных опций. Перебрав все варианты комплектации можно получить около 300 разных машин, каждая из которых предназначена для своей цели.

Подход не нов, ведь сегодня автомобильные компании предлагают не грузовики, а конструкторы с базовым набором определённых узлов. Однако семейство Atego сумело переплюнуть не только своего предшественника, но и множество конкурентов из родной Германии (грузовики MAN TGS), Швеции, Китая. Базовое шасси Мерседес Атего 815, после соответствующей комплектации, может работать в черте города и за его пределами, работать с разными грузами, нагрузками, скоростями.

Двигатели Атего 815

Предшественником Atego считается семейство LK, в наследство от которого автомобилю достались силовые агрегаты и принцип построения шасси. Производство началось в 1998 году, и, как положено любому адекватному грузовику, уже через год Atego имел статус Truck of the Year. В числе первых моделей, впечатливших комиссию конкурса своими новшествами, был и Мерседес Атего 815.

Модель, условно относящаяся в трёхтонникам просуществовала до 2006-го года, когда на смену моторам LK пришли новые силовые агрегаты. Сегодня в официальном списке предлагаемых Mercedes моделей можно найти только модели 813 и 816. На новых машинах стоят новые двигатели и кабины, новшества, никогда не предлагавшиеся для Мерседес Атего 815, технические характеристики которого, тем не менее, мало в чём уступают современным вариантам грузовика.

Основа линейки 800 – двигатели серии, именуемой нынче ОМ 900. Основным достоинством этих дизелей стала уникальная система подачи горючего. Обычный ТНВД остаётся далеко позади в плане экономичности и стабильности расхода топлива по сравнению с вмонтированной в эти моторы комбинацией «отдельный насос для цилиндра —  трубопровод — форсунка».

Т.е. на каждый цилиндр приходится отдельный насос, вынесенный за пределы головки блока цилиндра. Это позволяет включить в систему электронный контроль подачи, повысить надёжность и ремонтопригодность двигателя. К сожалению с плохим дизельным топливом насос-форсунки первых Атего справляются значительно хуже, чем обычные ТНВД и проблем с российским топливом избежать сложно.

Ещё по теме:   Ford Jumbo: слоновья поступь семьи Transit

Комплектоваться Atego 815 мог 6-ти и 4-х цилиндровыми дизелями. Второй вариант представляет собой «обрубленную» версию первого мотора, поэтому ресурс прочности у этих двигателей примерно одинаковый, что подтверждают отзывы про Мерседес Атего 815. В каждой категории имеются свои настройки:

  • 4 цилиндра (ОМ 904 LA). Номинальный объём – 4.25 литра. Варианты настройки мощности – 122, 152 и 170 л.с.
  • 6 цилиндров (ОМ 906 LA). Номинальный объём – 6.37 литра. Варианты настройки мощности: 231, 245 и 279 л.с.

Кабина atego 815

Кабина первого поколения Atego проста и безыскусна, но всё необходимое присутствует. Предлагались 4 варианта: короткая (S – 1650 мм длины), короткая с отодвинутой перегородкой (2295 мм), длинная (L – 2250 мм) и длинная высокая (1910 мм высоты).

Электроника Атего 815

Долговечные насос-форсунки практически никогда не требуют замены, однако перебирать систему подачи топлива и регулировать настройки электроники время от времени нужно. Потому что на Мерседес Атего 815 расход топлива повышается со временем и приходит в норму после посещения сервисного центра. Это своеобразная плата за возможность расходовать на 2-4 литра меньше топлива, чем грузовики той же грузоподъёмности

Подачей топлива в Атего 815 управляет стандартная для семейства система Telligent, имеющая  множество достоинств и одну Ахиллесову пяту – шину CAN (бортовой контроллер связи). Эта «скрутка» из проводов соединяет между собой ABS, КПП, двигатель, приборную панель и проходит под рамой, в результате чего со временем провода неизбежно стираются, разъедаются конденсатом и пр. Как следствие Атего с большим пробегом часто имеет проблемы с передачей данных по шине.

Проблема решается простой заменой CAN, но перепады напряжения, сопровождающие износ проводов, часто приводят к неполадкам в блоке управления из-за чего возрастает расход топлива или банально перестают работать 1-2 цилиндра. При этом стоимость запчастей для Атего 815 может неприятно удивить: блок управления починить практически невозможно, а новый элемент обходится примерно в 1.7-2 тыс. евро. Тем не менее, как видно из тест-драйва Axor 1835, в работающем состоянии техника от Mercedes производит самое приятное впечатление.

Шасси Атего 815

Атего комплектуется пневматикой и полностью рессорной подвеской. Однако две короткие передние рессоры Атего считаются довольно жёсткими, что провоцирует водителей на чрезмерной злоупотребление перегрузом. Ввиду этого при выборе б/у Атего 815 рекомендуется искать вариант с пневматикой.

Ещё по теме:   Форд Транзит Коннект: неслучайная связь

Бортовые варианты Атего 815 могут иметь длину колёсной базы от 3020 мм до 4820. Допустимая нагрузка на передний мост – 3200, на задний – 4600 кг, Максимально допустимая масса Атего 815 стандартной комплектации – 7490 кг.

Шасси Atego 815.

Чистое шасси Атего 815 4×2 может быть использовано в качестве основы для городского и магистрального грузовика и даже самосвала.

Небольшие колёса Atego (15-20 дюймов обод) требуют от водителя аккуратности при вождении, но уменьшают радиус разворота. Отзывы к Atego 815 говорят о том, что водители часто разбивают бампер, сделанный, к слову, из не самого подходящего для немецкой машины пластика. Неровные дороги могут привести и к поломке воздушного фильтра с последующим попаданием в двигатель воды. Для решения этой проблемы Mercedes предлагает установку дополнительной листовой рессоры на каждый мост.


Габариты Мерседес Бенц Атего 815

Габариты Атего 815 в исполнении 4×2 соответствуют понятию “городской грузовик”. На схеме расстояние А = 4200 мм, С = 1885 мм, D = 7765 мм.

Отзывы владельцев Мерседес-Бенц Атего 815

Олег, Киев. Машина – Mercedes Atego 815 K (дизель OM 904.922) 1999 года.

Стоил автомобиль столько же, сколько MAN L2 тех же лет выпуска (15 до 40 тыс. зелёных), однако достоинств у Атего казалось больше. Некоторые из них сразу же оказались надуманными. Жёсткие на первый взгляд подвески на деле оказались слабоваты для украинских дорог. Возможно из-за большого пробега.

Двигатель подтвердил свою надёжность. Никаких поломок, никаких нареканий. Расход колебался в районе 18-22 литров на сотню, но со временем возрос до 27, после чего обратились в сервис центр. Банальный перевод системы подачи топлива привёл всё к наилучшим показателям – 17-20 литров на сотню при езде по трассе. По городу норма выше на 2-4 литра.

КПП на родная, мерседовская. Старый автомат Allison. Не все переключения отрабатывают точно, некоторые приходится подлавливать. Дело в износе тяги переключения, но менять слишком затратно. Детали на Атего вообще дорогие.

Антон, Санкт-Петербург, Атего 815 2003-го года.

Радует долговечность мостов. 800 тыс. км позади Несколько раз меняли блок-ступицы (советую делать это своевременно) с подшипниками, но починки полуоси дел не доходило. В целом автомобиль очень прочный, хотя слабые места есть. Салон, например, достался мне уже со следами ржавчины и остановить её распространение было непросто.

Атего 815 и все прочие автомобили 8-й серии созданы для города в буквальном смысле. Хорошее управление, тормоза с пневмоприводом для обычных машин и дисковые вентилируемые для городского варианта. На моём Атего стоит ещё и “антипробуксовка” ASR. Помогает на дороге, особенно в сочетании с регулировкой просвета (Telligent работает только для заднего моста). Слабое место – передняя рессора, быстро выходящая из строя. Среднюю я не стал менять – ездил так и очевидных проблем не испытывал.

Небольшой обзор б/у Mercedes Atego 815 даёт представление о том, в каком виде эти машины добираются до российского покупателя. Однако очевидный контраст с фотографиями десятилетней давности большинство покупателей не смущает.

[portfolio include=”4560,4498,4596″]