Способы и правила перевозки скоропортящихся грузов автотранспортом

 

Транспорт для перевозки скоропортящихся продуктов

Перевозка скоропортящихся грузов автотранспортом

Одним из направлений логистики является транспортировка товаров, относящихся к скоропортящимся. Основная задача при их доставке — создать условия, при которых отсутствуют пагубные физико-химические и бактериологические воздействия. Для этого необходимо обеспечить защиту от влажности наружного воздуха, низких или высоких температур и соблюдать санитарно-гигиенические нормы.

Размещение и перевозка скоропортящихся грузов с привлечением автомобильного транспорта осуществляется согласно положениям, которые регламентируются:

  • Соглашением о международных перевозках скоропортящихся пищевых продуктов и о специальных транспортных средствах, предназначенных для их доставки.
  • Общими правилами перевозок грузов автомобильным транспортом (раздел 13).

Кроме того, при организации доставки учитывают требования СанПиН и других документов.

Перечень скоропортящихся грузов

Согласно принятым нормам классификация скоропортящихся грузов учитывает их происхождение, степень обработки и режим транспортировки. Каждой группе присвоен определенный код.

По происхождению скоропортящиеся товары могут относиться:

  • к продуктам животного происхождения: мясо, рыба, яйца, икра и молоко;
  • к продуктам растительного происхождения: грибы, овощи, ягоды и фрукты;
  • к продуктам переработки: жиры, колбасные изделия, сыры, замороженные плоды;
  • а также к живым растениям, представленным цветами, саженцами и другим посадочным материалом.
Пример скоропортящихся грузов - овощей и фруктов

Овощи и фрукты — пример скоропортящихся грузов

В зависимости от степени температурной обработки скоропортящиеся товары и продукты бывают:

• замороженными (температура доставки -6 °C и ниже);
• охлажденными (перевозимые при температуре -5…-1 °C);
• охлаждаемые (транспортировка выполняется при температуре 0…+15 °C).

Еще один тип продукции — вентилируемые товары. Во время доставки они не требуют создания определенного температурно-влажностного режима, но нуждаются в интенсивной вентиляции кузова.

Сколько существует классов скоропортящихся грузов?

Для удобства их разделяют на рефрижераторные и нерефрижераторные. Каждый класс имеет свою специфику транспортировки, которая определяется наименованием товара, его характеристиками и условиями окружающей среды.

К примеру, мясо может быть как охлажденным, так и замороженным. А в зимний период охлаждаемые грузы нуждаются в повышении температуры воздуха в кузове, в результате чего становятся обогреваемыми.

Основные требования к перевозке скоропортящихся грузов автотранспортом:

В процессе хранения и во время доставки качество скоропортящихся грузов может ухудшиться. Его снижению способствуют такие факторы, как:

  • степень подготовки товаров к транспортировке и хранению, тара и упаковка;
  • длительность перевозки и способы размещения продуктов;
  • санитарное состояние кузова, температура, влажность и циркуляция воздуха.

Принятые правила перевозок скоропортящихся грузов автотранспортом определяют нормы транспортировки в зависимости от класса и характеристик товаров. Они допускают совместную доставку продуктов, которые относятся к одной группе (согласно приложению №3) и совпадают параметрами температурного режима. Грузы, входящие в разные группы, транспортируют раздельно. Нельзя также перевозить в одном автомобиле с другими товарами:

  • овощи и фрукты с ярко выраженным запахом;
  • охлажденную, мороженую, соленую и копчено-вяленую рыбу;
  • колбасы и копчености;
  • сыры;
  • икру;
  • дрожжи хлебопекарные;
  • маргарин.

Кроме того, запрещается транспортировка скоропортящихся грузов, которые относятся к замороженным, совместно с охлажденными продуктами.

Особенности перевозки скоропортящихся грузов

Чаще всего автомобильный транспорт используют для доставки товаров в населенные пункты, расстояние до которых можно преодолеть за период от 1 дня до 6 суток. При этом установленный температурный режим определяется дальностью перевозок, номенклатурой груза и погодными условиями. К примеру, весной, летом и осенью время доставки свежих фруктов и овощей составляет не более 6 часов при температуре от 0 °C и выше.

Ещё по теме:   Хранение и перевозка ГСМ

Если перевозка слив и персиков осуществляется в течение 3 суток, то температура воздуха внутри кузова транспортного средства должна быть в пределах 0…+7 °C. При увеличении времени температура, позволяющая сохранить товарный вид и потребительские свойства фруктов, будет составлять 0…+5 °C и 0..+3 °C соответственно.

Узнать сроки доставки скоропортящихся грузов нужных наименований можно из приложения №1 к разделу 13 Общих правил перевозок грузов автомобильным транспортом или используя специальный справочник. Время и условия хранения продуктов регламентируются положениями СанПиН 2.3.2.1324-03.

Организация перевозок скоропортящихся грузов

Для транспортировки скоропортящихся грузов к месту назначения используют теплоизолированные фургоны объемом от 10 м3 до 92 м3 и грузоподъемностью от 1,5 до 25 т. В зависимости от способа поддержания нужной температуры внутри кузова различают:

  • Изотермические полуприцепы. Они предназначены для доставки продуктов и других товаров на незначительные расстояния. Сохранность грузов обеспечивается за счет изготовления стенок фургона из теплоизолирующих материалов. В результате теплообмен между наружной и внутренней поверхностями кузова ограничивается, и в течение определенного времени поддерживается нужный температурный режим.
  • Рефрижераторы. Они оснащены морозильной установкой, благодаря которой можно изменять температуру внутри кузова от -25 °C до + 20 °C, и сохранять ее, независимо от погодных условий и внешних воздействий. Используя рефрижераторы, проще выполнять требования к перевозке скоропортящихся грузов. Пример такого полуприцепа представлен на видео.

В зависимости от технических параметров рефрижераторы разделяют на следующие классы:
A — машины, оснащенные холодильным агрегатом, который поддерживает температуру в интервале от 0 до +12 °C;
B — транспортные средства с холодильными установками, позволяющими обеспечивать температуру от -10 до +12 °C;
C — грузовые автомобили с оборудованием, с помощью которого можно установить температуру внутри кузова в пределах -20… +12 °C.

Транспортные средства, предназначенные для доставки товаров, должны соответствовать их виду и обеспечивать сохранность их качества и количества. Конкретные требования регламентируются санитарно-гигиеническими нормами, установленными Госсанэпиднадзором РФ. К примеру, кузов автомобилей, используемых для доставки пищевых продуктов, должен иметь покрытие, поддающееся очистке, и быть простым в уходе.

После перевозки скоропортящихся товаров, подвижной состав подвергают санитарной обработке, которую проводят согласно утвержденной инструкции. Частота проведения очистных мероприятий — примерно один раз в десять дней или по мере загрязнения кузова.

Если необходима доставка товаров с разным температурным режимом, то целесообразна установка изолирующей разделительной перегородки внутри кузова. Она позволяет создать нужные условия в каждой зоне.

Пример размещения продуктов

Пример размещения продуктов с разным температурным режимом хранения и транспортировки

Поддержание определенного температурного режима выполняется с помощью контроллера, который автоматически регулирует все процессы.

Доставка скоропортящихся грузов: сопроводительные документы

Основными документами во время транспортировки различных грузов являются товарно-транспортная накладная и путевой лист. Если выполняется перевозка скоропорта, то необходимо также наличие:

  • сертификатов или удостоверения качества;
  • санитарный паспорт ТС;
  • лист, где отражены данные контрольных проверок температуры воздуха и кузова ТС;
  • карантинный сертификат;
  • ветеринарное свидетельство.

Последние два документа, также как и сертификат качества, водитель получает перед погрузкой.

Предельные сроки перевозки скоропортящихся грузов должны быть отражены в товарно-транспортной накладной. Если такие данные отсутствуют, то перевозчик вправе отказаться от выполнения взятых обязательств по доставке товаров.

Тара и маркировка

Важную роль в обеспечении сохранности скоропортящихся грузов играют защитные свойства упаковки. Наряду с соблюдением влажностного, температурного вентиляционного режимов перевозки и хранения тара предотвращает порчу товаров и препятствует потере их количества и потребительских характеристик. Она должна быть прочной, чистой и сухой, не иметь посторонних запахов и не выделять вредные вещества в процессе эксплуатации.

Основные виды тары, с помощью которой осуществляется погрузка скоропортящихся грузов, представлены:

  • флягами и бочками из пластика, металла или древесины;
  • мешками из полиэтилена, крафт-бумаги или ткани;
  • деревянными и фанерными барабанами;
  • картонными коробками;
  • ящиками из дерева, пластика или картона.

Если предусмотрено многократное использование упаковки, то ее после каждого употребления подвергают санитарно-гигиенической обработке.

Вариант тары для скоропортящихся продуктов

Один из вариантов тары для транспортировки скоропортящихся грузов

Типы тары и материалы, которые использовались для ее изготовления, должны соответствовать требованиям, установленным техническими условиями и принятыми стандартами. Для упрощения обработки грузов во время хранения и доставки на упаковку наносят знак, определяющий свойства скоропортящихся товаров и способы их транспортировки. Маркировка выполняется согласно ГОСТ 14192-96.

Маркировка скоропортящихся грузов

Пример маркировки скоропортящихся грузов, для которых необходим температурный режим

Погрузка скоропортящихся грузов

Главное требование по размещению скоропортящихся грузов в рефрижераторах и изотермических фургонах — сохранение качества и количества доставляемых товаров за счет создания нужного режима перевозки. При этом необходимо эффективно использовать транспортные средства, максимально заполняя объем кузова в соответствии с грузоподъемностью автомобиля.

Погрузку скоропортящихся товаров целесообразно выполнять с привлечением различных средств механизации, что позволит сократить время простоя. Ответственность за правильность расположения грузов несет грузоотправитель, а перевозчик имеет право выборочно проверить сохранность тары и ее качество.

Однако в некоторых случаях возможна ручная загрузка, если она способствует более эффективному заполнению кузова для последующей доставки. Оформление товарно-транспортной накладной предусматривает предъявление грузоотправителем сертификата качества, в котором указаны упаковка и режим доставки.

Нюансы размещения определяют вид и характеристики скоропортящихся грузов, согласно которым:

  • копчености и колбасные изделия перевозят в ящиках;
  • свежие овощи и фрукты не должны быть влажными, грязными или иметь какие-либо повреждения;
  • замороженную или охлажденную птицу при перевозке помещают в ящики;
  • для транспортировки виноградных вин используют как бочки, так и бутылки, собранные в ящик;
  • туши свиней перевозят на крючьях целиком, а крупнорогатого скота — в виде четвертин или полутуш.

Замороженные грузы следует располагать плотно, чтобы эффективнее использовать объем кузова. При укладке охлажденных и свежих скоропортящихся продуктов в ящиках необходимо обеспечить циркуляцию воздуха внутри фургона. Для этого оставляют зазор между верхним рядом тары и потолком, величина которого не должна быть меньше 30-35 см. Размещение замороженной рыбы зависит от ее упаковки. Если в качестве тары используют ящики, то располагают плотно. Рыбу, помещенную в картонную упаковку, складывают без поддонов, обвязывая специальными лентами или стропами, и оставляя промежутки для вил погрузчика.

Подготовка винограда к погрузке

Виноград перед погрузкой

Более полно технология загрузки, режимы перевозки и другие необходимые данные представлены в специальных справочниках.

После загрузки автомобильный транспорт, выполняющий доставку скоропортящихся товаров, должен быть опломбирован.

Соблюдая условия перевозки скоропортящихся грузов, можно обеспечить сохранность количества и потребительских свойств доставляемых продуктов.

Добавить комментарий