Самодельные мини-грузовики: схемы, чертежи, советы

Самодельный грузовик

Современный «Муравей», собранный по чертежам журнала «Моделист-Конструктор».

Невзирая на два десятилетия, отделяющие от богатого советского прошлого день сегодняшний, семена неординарных, творческих идей до сих пор всходят на ниве современного капитализма и дают подчас неплохие плоды. Самодельные грузовики достались нашей стране как традиция, ведь в современном мире автомобиль и водитель разнесены сложнейшей технологией машиностроения, электроникой, многочисленными и дорогими инструментами. А продукция советского автопрома подталкивала водителя к модернизации, хоть и не всегда эффективной, но вполне понятной конструкцией, практичностью устройства, простотой модернизации.

Советская самоделка

Грузовик на моторе ИЖ: от авто «Волга» и «Москвич-407» предлагается взять полуэллиптические рессоры, предварительно их укоротив, а заднюю подвеску сделать пружинной, независимой.

Вспомнить хотя бы знаменитую ныне продукцию Тульского машиностроительного под непритязательным названием «Муравей». Один вид этой колёсной техники наводит на мысль об изготовлении бортового грузовика на базе мотороллера. К слову, первый «Муравей» (не ТГ-200) был собран в 1966 году самодельщиками Ивченко и Молчановым вручную. Расположенный за задним мостом двигатель Ява-350 позволял понизить центр тяжести и вместе с вагонной компоновкой сделать кузов устойчивее на дороге. При мощности 14.3 л.с. (4500 оборотов) этот самодельный мини-грузовик развивал до 70 км/ч, а схемы его были опубликованы в журнале «Моделист-Конструктор» за 70-й год.

И действительно:  сдаваемые в утиль мопеды и мотоциклы являются основой для большинства таких поделок. Связано это, вероятно, с тем, что конструкцию мопеда проще всего приспособить под бытовые нужды: не нужно возиться со сложной трансмиссией – прицепил кузов и поехал. Самодельные мини грузовики собираются не для того, что бы любоваться ими как произведением искусства (хотя это тоже имеет место), а потому, что такой вид транспорта, есть замечательным помощником в хозяйстве.

Общий принцип

Чаще всего основа самодельного мини-грузовика состоит из сварной трубчатой рамы, в центральной части которой, находится двигатель. Мотор можно снять с любого старого мотоцикла или мопеда. Кабину делают с деталей старых автомобилей. Поскольку все детали трансмиссии обычно заимствованы у других авто, рычаги и педали управления обычно вынесены в правую часть кабины.

Колёса чаще всего получаются комбинированными (обработанные машинные диски, с колесами мотоцикла или даже тележки). Мастера таких самодельных конструкций для рулевых рекомендуют использовать шины мотоциклов и мотороллеров. Колёса подбираются в зависимости от условий передвижения. Однородные и сдвоенные колёса подходят для ровной, непроблемной дороги. В то время, как широкопрофильные шины от мотоцикла подходят для передвижению по бездорожью или просто сложных участках дороги.

Грузовик самоделка

Самодельный грузовик приводится в движение двигателем от мотоблока без глушителя, кузов выполнен из пиломатериалов, колёса – шины низкого давления. Минусы конструкции – передний привод и тяжёлые стальные диски.

Кузов самодельного грузовика проще всего собрать из пиломатериалов: стоят недорого, никакого особенного оборудования при монтаже не требуют. Конечно, кузов можно снять и с трактора или с любого другого транспортного средства, но при этом нужно учитывать его вес и габариты – такой кузов подлежит доработке. Широкие возможности открывает хороший сварочный аппарат, наличие которого даёт возможность сварить кузовную раму в гараже.

Ещё по теме:   Как устроен тушевоз: обзор параметров для выбора конкретной модели

Рама для самодельного грузовика

В общем потоке предлагаемых современными Кулибиными рамных конструкций можно выделить рамы ломающиеся и монолитные. Идея ломающейся рамы преследует сразу две цели – получение высокой мобильности и комбинация в одной конструкции элементов разных автомобилей. Так рама состоит из двух частей, скреплённых друг с другом шарниром. В качестве последнего чаще всего выступает снятое с другого грузовика карданное соединение. Однако такое крепление может двигаться в любом направлении, и степени его свободы нужно предварительно ограничить до «право-лево», приварив проушины на края карданной крестовины.

Для большей ремонтопригодности и надёжности рекомендуется искать готовые автомобильные рамы, например от ГАЗ-51, а чаще чем другие легковые авто на чертежах и схемах можно увидеть переделанный Москвич-412. На схеме ниже приведён чертёж самодельного грузовика из Рязани. К категории «мини» его, по вполне понятным причинам, не отнесёшь, но следует отметить принцип максимального использования заводских узлов. Подобная техника является настоящим конструктором, на базе которого можно строить грузовики даже в собственном гараже. На этой машине от ГАЗ-51 взята не только рама, но и подвеска от того же автомобиля.

Рязанский грузовик-самоделка

Мастер из Рязани вырезал среднюю поперечину из рамы автомобиля ГАЗ-51. Укорочен кардан и задний мост, но мост передний изменениям не подвергся.

Рама укорочена на 90 см, путём удаления средней части, вместе с одной из поперечин. Для укрепления сварки были использованы накладки из листов в 4 мм толщиной. Такая модификация оказалась необходима для того, чтобы избежать переделывания прицепного устройства и поиска точки для крепления рессор. Минусом подхода можно считать необходимость укорачивания карданного вала, заднего моста и полуосей. Пришлось автору пойти и на уменьшение колеи: «чулки» от картера укорочены на 88 мм (попутно на них пришлось нанести новые «заводские» проточки и отделить от картера).

Основным материалом для самодельных рам являются швеллеры с номерами от 6.5П до 10П, цилиндрические и квадратные трубы 40х40, 80х80 и пр. Место сварки рекомендуется укреплять дополнительными накладками, особенно в местах крепления элементов вроде рессор. Менее значимые детали укрепляются обычными металлическими углами, прутками и пр. В. Михайлов и Челябинской области за основу своего грузовика (схема 1, схема 2, схема 3) взял раму от передвижной насосной станции. При этом мастер напоминает, что ширина рамы вычисляется из ширины мостов, диаметра и угла поворота передних колёс, и о том, что при выборе длины рамы логичнее отталкиваться от базы (расстояние между мостами), а не наоборот.

На этом видео самодельный грузовик из Канады. Оригинальная кабина и рама собраны из подручных материалов (тонкая сталь, трубы и уголки). Но не менее интересным кажется расположение двигателя Volkswagen, стоявшего на родном шасси поперечно.

Двигатель

Как уже отмечалось выше, основная движущая сила самодельных мини-грузовиков – моторы от мопедов (советские журналы рекомендовали использовать мотор «ИЖ-56»), оппозитные двигатели небольшой мощности. Достоинство последних – возможность снижения центра тяжести и низкие вибрации, что становится важным, когда речь заходит о тяжелом кузове, монтируемом на легковое шасси. Пользуются популярностью двигатели от типовых электростанций (УД-4, УД-2 и т.д.). Дизели и бензиновые моторы от станций достать иногда проще, чем восстанавливаться утиль, но силовые агрегаты от легковушек также встречаются в схемах самоделок.

Ещё по теме:   Унификация системы экстренного реагирования

Трудно предположить, что от самодельного грузовика потребуются хорошие показатели динамики и разгона. Крутящий момент при выборе имеет решающее значение, однако некоторые оборотистые двигатели смогут использоваться вместе с понижающим редуктором. На низких оборотах хорошее значение Н˙м демонстрируют четырёхтактные дизели. А на схемах часто можно видеть силовые агрегаты «ЗАЗ», но важнее, что также часто их можно встретить на реально работающей технике. Долговечность этих моторов, снабжённых неплохой, по меркам нашей реальности, атмосферной системой охлаждения, достойна отдельного упоминания.

Неплохо зарекомендовали себя тракторные двигатели от Т-16, Т-25 и пр. Моторы вроде Д-21А1 вполне можно приспособить для бытовых нужд: мощность – 25 л.с., максимум оборотов – 1800. Правда штатный стартёр от этих двигателей может не потянуть российских холодов, поэтому родной стартёр часто меняется на стартёр от Т-40. Дополнительно мотор можно усовершенствовать, добавив к нему картонный фильтр, а учитывая габариты располагать его лучше за кабиной. С коробкой ГАЗ-51 двигатели от Т-16 могут соединяться родным сцеплением, правда в этом случае потребуется использовать переходник из листового металла с отверстиями под крепление и вал.

Трансмиссия ГАЗ-53, колёса БТР, мотор Mazda.

Соединение заднего моста ГАЗ-53 с двигателем Mazda 2.0 л.

В районах крайнего севера хорошо зарекомендовала себя простейшая конструкция моторизованных нарт, представляющая собой двигатель от пилы «Дружба-5» или ей подобной (схема 1, схема 2, схема 3), соединённый с гусеничным шасси. Принцип использования заключается в том, чтобы заставить пилу крутить не цепь, а гусеницы. При этом сам мотор находится спереди, на лыжах, скреплённых с велосипедной вилкой, а водитель вместе с грузом располагается над гусеницами. Мощности в 4 л.с. хватает для того, чтобы разогнать по снегу 80-тикилограммовые нарты до 60 км/ч.

Трансмиссия

Колёса на самодельные грузовики чаще всего ставятся не родные, поэтому штатная коробка иногда не может обеспечить нужное усилие. Выходом из такой ситуации может быть использование жёсткой коробки от ГАЗ (модели 53 и 51) вместе с маломощным двигателем Т-16, М-72 и пр. В таком случае чертёж грузовика обычно включает переходник из металлической плиты. Необходимость в подобной конструкции возникает из-за разности в размерах первичного вала КПП и коленвала силового агрегата.

Навесные системы проще всего использовать самодельные или гидравлические, а вместе с этим возникает необходимость включения в трансмиссию отбора мощности. Коробкой отбора может поделиться сельскохозяйственная техника или утилизованный вездеход. Полностью переделывать мосты проблематично, но укорачиванием полуосей и «чулков» можно изменить габариты базы и размер колеи. Посадочные места под полуоси и подшипники легко перенести в другую точку рамы, но эта процедура должна сопровождаться укреплением места сварки.

Шасси от грузовика MAN.

Платформа конструктора – чистое шасси MAN KAT.

Проектирование

Логичнее всего начинать поиск деталей с мостов и двигателя. От возможностей мотора и габаритов трансмиссии будет зависть рама, подвеска и пр. В простейшем варианте все детали просто укладываются на ровной поверхности, и рама варится исходя из расстояния между мостами. Рекомендуется использовать стандартные рамы от ГАЗ-53, которые легко можно укоротить или снабдить дополнительными поперечинами, форкопами, стойками амортизаторов, ограничителями хода подрессорников, лонжероном и пр.

Лучше, конечно, использовать предварительные схемы и чертежи. Самодельные грузовики собираются из заводских деталей, поэтому все размеры должны быть известны, и нет ничего невероятного в том, чтобы заранее расписать все выкладки на бумаге. Штатному двигателю может потребоваться доработка из-за необходимости соединения с неродной коробкой, коробка не всегда позволяет свободно работать с имеющимися под рукой колёсами и мотором, но оптимизм и предварительное планирование помогают российским мастерам справляться с любыми трудностями.

Добавить комментарий