Предупрежден значит спасен: штрафы за тахограф

Внедрение тахографического контроля в России продолжается. Европейская практика оснащения тахографами автобусов и грузовых машин реально показывает стабильные цифры снижения смертности на дорогах. Более того, количество аварий с участием пассажирского и грузового транспорта, выполняющего коммерческие перевозки, в Европе постоянно снижается. Было ли это достигнуто благодаря введению штрафов за тахограф или же европейские автовладельцы сами проявляют сознательность, трудно сказать. В нашей стране требование оснастить транспорт средствами технического контроля сопровождается наложением штрафа за неисполнение закона.

Создание условий безопасности

В нашей стране, требование оснастить транспорт средствами технического контроля сопровождается наложением штрафа за неисполнение закона.

Смертность на дорогах России очень высокая. Сами посудите, ежегодная статистика смертельных случаев от ДТП приближается к десятилетним потерям СССР в Афганской войне. Многочасовое управление автомобилем порождает усталость и потерю внимания. Очень часто это приводит к тому, что уснувший водитель попадает в аварию.  Суть тахографического контроля заключается в создании условий безопасности по обе стороны руля.

С одной точки зрения, тахограф контролирует режимы деятельности, записывает и накапливает их в некорректируемой памяти, а затем напоминает водителю о необходимости сделать перерыв или передать управление напарнику. С другой стороны, он защищает водителя от диктата начальства или собственной жадности «сделать пятилетку за три дня». С третьей – штраф за тахограф, отсутствующий или неисправный. Эта мера является отрезвляющей, если хочется обмануть начальство, а чаще самого себя.

Начало штрафам уже положено

Налагать штраф за тахограф поручено сотрудникам ГИБДД и контролерам транспортной инспекции. Естественно, что в этом противостоянии (или сотрудничестве, кому как нравится) участвуют живые люди. Правым оказывается тот, кто больше и лучше знает свои права. Не только знает, но и выполняет требования законодательства.

Наложение штрафа сотрудником ГИБДД

Налагать штраф за тахограф поручено сотрудникам ГИБДД и контролерам транспортной инспекции

До 2015 года только настойчиво говорили о штрафах. Хотя их размеры, случаи наложения и порядок взыскания были четко прописаны в админкодексе. Однако дело это новое, работающие тахографы катать. Поэтому и дали время, чтобы потихоньку привыкал народ к постороннему предмету в кабине. Он все видит и все записывает, а с ним ни поговоришь, ни договоришься.

Поистине, переломным моментом стал 2015 год. Вернее, 1 апреля, когда официально и массово начали выписывать штрафы за тахограф. Как повелось в день смеха, так и не верится до сих пор, что все это теперь наша реальность. К этому моменту тахографами должны были быть оборудованы все категории транспорта, попадающие под действие приказов Минтранса о техническом контроле на пассажирском и грузовом автотранспорте.

Согласно КоАП, а вернее его Статьи 11.23, штраф за тахограф с 1 апреля 2015 года взимаются в следующих размерах:

  • от 1 000 до 3 000 рублей – налагается на водителей, которые управляют транспортным средством для перевозки пассажиров или груза без установленного на нем прибора технического контроля, то есть тахографа (часть 1);
  • от 5 000 до 10 000 рублей – налагается на должностных лиц, допустивших выезд на линию автобус или грузовой автомобиль, неоснащенный тахографом (часть 1);
  • от 1 000 до 3 000 рублей – налагается на водителей, которые в процессе управления своим транспортным средством превысили общее десятичасовое суточное время работы. В том числе время, отведенное для отдыха в середине смены, которое равняется 45 минутам (часть 2).
Ещё по теме:   Водительская карта тахографа: условия оформления и получения

Штрафы за тахографы с 1 июля 2016

Все автомобилисты пребывали в некоторой иллюзии и надеялись, что аналоговые тахографы прослужат им аж до 2018 года. Этот тип самописцев в некоторой степени позволял устанавливать подмотки и ложные датчики движения. Но расслабляться пришлось недолго. В декабре 2015 вышел новый приказ Минтранса под номером 348 об обязательной замене шайбовых приборов технического контроля на цифровые. Наличие блока криптографической записи параметров движения автомобиля, пройденного пути, времени работы и перерывов водителя явилось неотъемлемым требованием к цифровым самописцам.

Кроме того, среди автомобилистов распространились слухи об отсрочке повсеместного введения тахографов до января 2017 года. Это было связано с поступившим на рассмотрение в Госдуму законопроекта, принятие которого действительно отложило бы обязательную установку тахографов. Но только на муниципальном и пригородном автопарке. О коммерческом пассажирском и грузовом транспорте и вовсе речи не было.

Так что, хочешь – не хочешь, а выбирать цифровой тахограф, заменять им аналоговый, оснащать автомобиль или автобус цифровым датчиком движения и спидометром, платить за калибровку прибора придется. И все это только в авторизованных ФБУ автомастерских и до 01 июля 2016 года. В противном случае – штраф за тохографы в 2016 году придется платить согласно Ст. 11.23 ч.1. причем устанавливать цифровой тахограф с блоком СКЗИ нужно только той модели, которая входит в перечень Минтранса:

Виды тахографов

Все они допущены Минтрансом для использования на территории Российской Федерации и оснащены блоком СКЗИ, съемным или встроенным.

За что еще могут взыскать штраф на тахограф с 01 июля 2016?

Чтобы ответить на этот вопрос, нужно сопоставить два фактора: текст части 1 статьи 11.23 админкодекса о правонарушениях и особенности устройства цифровых тахографов. Первый фактор определяет, что нельзя эксплуатировать автомобиль с «…неработающим, заблокированным, модифицированным, неисправным, несоответствующим… требованиям, … с нарушениями… использования … или фальсификации … информации» средством технического контроля.

Второй фактор– это сам тахограф. Он не может исправно работать или работать без нарушений требований, если в нем:

  • не будет находиться карта водителя, вставленная перед выездом из гаража. Карта должна принадлежать только тому водителю, кто управляет автомобилем в данный момент. Если экипаж состоит из двух человек, то карта второго водителя тоже должна соответствовать личности сменщика;
  • не будет присутствовать рулон термобумаги. Без него тахограф не сможет распечатывать отчеты. А значит, одна из основных функций прибора недоступна или заблокирована. Тем более, что в случае утери или порчи карты, водитель может выгрузить дневной или другой отчет через принтер;
  • неисправен криптографический модуль записи данных (СКЗИ);
  • не работают экран и звуковые сигналы оповещения и предупреждения, например, о превышении скорости или приближении перерыва;
  • сорваны или нарушены пломбы;
  • нарушены сроки очередной калибровки.
Проверка тахографа

Нельзя эксплуатировать автомобиль с «…неработающим, заблокированным, модифицированным, неисправным, несоответствующим… требованиям, … с нарушениями… использования … или фальсификации … информации» средством технического контроля.

Поэтому штраф может быть наложен за несоответствующую карту, просроченную калибровку, за отсутствие бумаги…

Все это считается блокирующим работу или использование тахографа с нарушениями. Более того, тажограф является дополнительным оборудованием и необходимо возить с собой, кроме прочей документации по установке, калибровке, сервисном обслуживании, еще и техпаспорт на него. Все эти нарушения облагаются штрафом по ч.1 Ст.11.23 КоАП.

Штраф за повторное нарушение может взиматься тоже по этому же пункту, только на уровне максимальных размеров.

Ещё по теме:   Портрет с натуры: тахограф Штрих-М в фас и профиль

И еще о штрафах за тахографы

Если при проверке выяснится, что водитель превысил допустимое время управления автомобилем, то штраф за нарушение труда и отдыха будет налагаться по ч.2 этой же статьи КоАП. То есть от одной до трех тысяч рублей. Сумма, вроде бы и не такая астрономическая. Но надо ли это водителю? Штраф может быть наложен даже, если в кабине будет лежать чужая водительская карта. Пойди потом докажи, что это карта сменщика и выпала она из его кармана случайно.

Тахографический контроль только начинает развиваться в России. Не исключено, что штраф за тахограф на организацию или на физическое лицо будет увеличен в разы, чтобы приучить работодателей и водителей к трудовой дисциплине, соблюдать рабочее время, вовремя отдыхать и работать с тахографом.

Кстати, наши южные соседи, Казахстан и Украина, тоже ввели к международным требованиям по тахографическому контролю и с легкостью штрафуют нарушителей. Так, тахограф-штрафы в Казахстане разделены на три категории: lдля мелкого, среднего и крупного предпринимателя. Они составляют 21 210, 42420 и 106 050 тенге соответственно. Так что, если вам нужно ехать в Казахстан, стоит позаботиться об исправности вашего тахографа.

Да, было время, когда Путин В.В. отменил штрафы за тахографы. Но только до того времени, когда будут разработаны сроки поэтапного оснащения транспорта тахографами. Этот срок истек в апреле 2014 года. Теперь же тахографы надо устанавливать всем, кто владеет/управляет автобусом с 9-ю местами и более для пассажиров и грузовиками весом от 3,5 тонн.

Считается, что такой транспорт может принадлежать частнику. Но использовать его только в личных целях весьма проблематично и не выгодно. Поэтому его приравнивают к коммерческому и устанавливать тахографы на нем обязательно. А о том, как обойти штрафы на тахограф, ответ один – установить и эксплуатировать его в соответствии с законодательством. Ведь за последний год применения средств технического контроля аварийность на дорогах со смертельным исходом снизилась на 13%.

Добавить комментарий