Грузовики SISU – незаметный великан

SISU – малоизвестный бренд грузовиков специального назначения, производство которых осуществляется автомобильной компанией Sisu Auto (Финляндия).

Современная история компании началась 31 марта 1981. В этот день акционеры компании Suomen Autoteollisuus решили изменить ее название на Sisu Auto. В то время компания состояла из четырех отделений, каждое из которых отвечало за конкретный вид производства:

  • Sisu Auto – выпуск грузовиков;
  • Sisu Axles – изготовление мостов и осей;
  • Sisu Defence – производство гусеничной и колесной военной техники;
  • Sisu Terminal Systems – сборка тягачей и погрузчиков.

В настоящее время компания сохранила только автомобильное производство и на внутреннем рынке ее доля стабильно составляет:

  • 20% – в сегменте тяжелых грузовиков полной массой более 16 тонн;
  • 30% – в сегменте лесовозов;
  • более 50% – в сегменте самосвалов;
  • более 45 % – в сегменте четырех и пятиосных грузовиков полной массой более 26 тонн.

Что касается бренда SISU, то он присутствует на автомобильном рынке уже более 80 лет. Первые автомобили этой торговой марки были выпущены в 1932 году – через год после создания акционерного общества Suomen Autoteollisuus. Возглавил его Tor Nessling (1901-1971), который находился на этом посту без малого сорок лет. Именно он является автором идеи, которая до сих пор является визитной карточкой компании – разработка индивидуальных технических решений для каждого автомобиля в соответствии с требованиями заказчика.

Грузовики SISU (1932 – 1939)

Первые грузовые автомобили компании Suomen Autoteollisuus выпускались по лицензии шведской компании Volvo. На них устанавливались бензиновые двигатели Penta мощностью 65 л.с. Кроме двигателей компания Volvo изготавливала для них и основные комплектующие (рулевое управление, задние ведущие мосты, передние оси и пр.). На первом этапе доля деталей собственного производства не превышала 20%. В 1932 году было произведено 11 автомобилей (серия S) грузоподъемностью от 1,5 до 2,3 т. Отличались они друг от друга только параметрами колесной базы. В 1933 году было изготовлено 52 грузовика этой серии, причем их основным потребителем стало Министерство обороны Финляндии.

Грузовики Sisu

Первые грузовые автомобили компании Suomen Autoteollisuus

Сотрудничество с Volvo прекратилось в 1934 году. Основной причиной послужили соображения обороноспособности страны, требовавшие переориентации на отечественных производителей. В качестве базового был выбран двигатель Olimpia (Finska Motor Fabriks) мощностью 75 л.с., который устанавливался на автомобили SISU SO-3. Впоследствии он был заменен на более мощные американские моторы Hercules (Hercules Motor Corporation) мощностью от 80 до 95 л.с. Автомобили с этим силовым агрегатом получили обозначение SH.

Sерия SH

Серия SH – самый широкий модельный ряд автомобилей SISU того периода.  За 4 года (1935-1939) предприятием было организовано производство грузовиков:

  • грузоподъемностью 7 т – SH-3R-LF с колесной формулой 6х2;
  • бескапотной компоновки – SH-1B;
  • с дизельным мотором мощностью 79 л. с. – SHD-8;
  • грузоподъемностью 3,5 т – SH-6 с цельнометаллической кабиной и двигателем мощностью 95 л.с.
Sisu SH-6

Сохранившийся до наших дней экземпляр модели SH-6 1936 года

Для нужд финской полиции на базе трехтонного шасси этой серии выпускался также броневик SISU (1936 – 1938). Он оснащался двигателем мощностью 80 л.с. и имел боевую массу 6,5 т. Вооружение бронеавтомобиля составляли пулеметы калибра 7,62 и 13,2 мм, установленные в поворотной башне с прожектором.

Грузовики SISU послевоенных годов выпуска

За время войны (1939-1945) компания Suomen Autoteollisuus претерпела ряд существенных изменений и была вынуждена на 5 лет отказаться от производства грузовых автомобилей. Их изготовление было передано на АО Yhteissisu (1943). До 1948 года Suomen Autoteollisuus занималась изготовлением деталей и узлов, поставляемых новой компании, производством автобусов и сборкой шестицилиндровых моторов SISU AMG, разработанных на базе двигателей Hercules.

В 1948 году компания вернулась к производству грузовых автомобилей SISU, причем доля комплектующих собственного производства в них составляла более 90%. Приоритетом компании стал выпуск машин специального назначения, предназначенных для:

  • строительства (самосвалы, автобетоносмесители и пр.);
  • вывоза леса (лесовозы);
  • междугородних перевозок и пр.

Первоначально производственная программа компании включала в себя выпуск капотных грузовых автомобилей серий K и L. Эти двух- и трехосные грузовики, грузоподъемностью до 8,5 т, оснащались комплектующими собственного производства (бензиновые и дизельные двигатели мощностью от 75 до 165 л. с, пятиступенчатые коробки переключения передач и др.).

В 1958 году производство двигателей было свернуто и на автомобили стали устанавливать более мощные (160…275 л. с) моторы известных компаний Leyland и Rolls-Royce. Их использование позволило организовать производство таких автомобилей, как:

  • двухосный самосвал К-36 грузоподъемностью 18 т;
  • трехосное шасси К-34 с колесной формулой 6х2;
  • бескапотный КВ-117 с колесной формулой 6х4, оснащенный откидывающейся кабиной;
  • 3,5-тонный А-45 с колесной формулой 4х4 и трехместной кабиной, установленной над дизельным двигателем мощностью 135 л. с.
SISU A-45

На протяжении всего существования автомобили, выпускаемые Suomen Autoteollisuus, отличались высоким качеством изготовления и оригинальными техническими решениями.

На протяжении всего существования автомобили, выпускаемые Suomen Autoteollisuus, отличались высоким качеством изготовления и оригинальными техническими решениями. Например, компания одной из первых стала устанавливать на своих грузовиках откидывающиеся кабины (1963), а SISU A-45 оснащался гидронасосом, подававшим масло к гидромоторам, которыми оснащались ступицы колес буксируемых прицепов.

Ещё по теме:   Renault Maxity: хокку на французском

Расцвет компании Suomen Autoteollisuus пришелся на начало 70-х годов прошлого века. После слияния с АО Yhteissisu (1967), компания начала производство радиально-поршневых гидронасосов и гидромоторов, а также наладила выпуск ведомых подъемных мостов. Кроме того было активизировано сотрудничество с различными отечественными и иностранными профильными компаниями. В эти годы были разработаны и запущены в производство:

  • 2- и 3-хосные капотные автомобили серий L и R;
  • бескапотные грузовики серии М;
  • лесовозы SISU М162CST с двухосным прицепом, передняя ось которого была активной и приводилась в действие гидромотором от гидросистемы тягача (колесная формула 6х2, мощность двигателя 315 л.с, полная масса автопоезда 70 т).

Агрегатировались все эти автомобили отечественным дизельным мотором Valmet (объем цилиндров 6,6 л, мощность 165 л. с) с 9- или 13-ступенчатой коробкой переключения передач (КПП) Fuller. Использовались также двигатели компаний Leyland и Rolls-Royce мощностью до 335 л. с.

Современная история компании

В 1981 году компания перешла под юрисдикцию государства, которое выкупило контрольный пакет ее акций. Это способствовало дальнейшему развитию предприятия. Именно в это время было определено, что основное внимание компания будет уделять мелкосерийному производству тяжелых грузовых автомобилей с максимальным использованием агрегатов и комплектующих, получаемых от смежных предприятий. Причем эти транспортные средства должны безотказно функционировать в самых сложных климатических и дорожных условиях. Таким образом, самостоятельно изготавливая только кабины, рамы, подвески и мосты, компания Sisu Auto начала собирать многоосные машины (самосвалы, лесовозы, тягачи и пр.), способные работать при температуре окружающей среды до минус 70 градусов Цельсия на пересеченной местности и в условиях заснеженного бездорожья.

С 1981 по 1995 годы компания выпустила большое количество самых разнообразных вариантов тяжелых грузовых машин, среди которых можно выделить:

  • однотипные капотные серии SL и SN с колесными формулами 4х2, 6х2 и 6х4, способные буксировать стотонные автопоезда;
  • бескапотные серии:

– SK, предназначенную для выполнения самых разнообразных работ в различных отраслях промышленности;

– SM, оснащенную откидывающейся кабиной. Автомобили этой серии имели колесную базу 3,4…5,2 м и колесные формулы от 4х2 до 10х2;

  • портовые (терминальные) тягачи с одноместными кабинами (серии TR, TT, TV), предназначенные для обработки морских контейнеров;
  • армейскую технику:
  1. Грузовики RA Paisu и SA Masi.
  2. Сочлененные гусеничные вездеходы NA140 Nasu.
  3. Колесные бронетранспортеры XA180 Pasi.
Sisu SM 302

Компания Sisu Auto начала собирать многоосные машины (самосвалы, лесовозы, тягачи и пр.), способные работать при температуре окружающей среды до минус 70 градусов Цельсия на пересеченной местности и в условиях заснеженного бездорожья

Грузовики серии SM долгое время были визитной карточкой компании, однако затем уступили место тяжелым капотным автомобилям семейства SR (1990-1996). Новое семейство отличалось высокой степенью унификации с предыдущими моделями и включало в себя:

  1. 23-тонные самосвалы SR300 с колесной формулой 8х2 и SRH322 с колесной формулой 10х2/10х4. Оснащались они двигателями Cammins мощностью от 370 до 470 л. с. Полная масса автомобилей достигала 50 т.
  2. 5-осный тягач SRH450 CKS с колесной формулой 10х4. Использовался он во время работ в подземном железорудном карьере, при чем полная масса автопоезда составляла 171 т.
  3. 90-тонный самосвал Supra1000 CTS с двигателем мощностью 1350 л.с.

Новейшая история Sisu Auto

В 1996 году концерн Oy Sisu AB, в который входит Sisu Auto, стал полноправным членом машиностроительной группы Partek. Реорганизация Sisu Auto, проведенная при этом, позволила ему сосредоточиться только на автомобильном производстве и организовать разработку и производство нового поколения транспортных средств – многоцелевого семейства E.

Автомобили SISU семейства Е

Производственной программой компании предусмотрен выпуск трех линеек грузовых автомобилей полной массой свыше 16 т (семейство SISU E).Однако разделение их по линейкам достаточно условно – все автомобили изготавливаются по индивидуальным заказам и их жесткая классификация не предусматривается. Не предусмотрена и обязательная комплектация грузовиков вспомогательным оборудованием. Все, начиная от типа мотора и заканчивая отделкой кабины, определяет заказчик. Единственный критерий, по которому производитель относит автомобиль к той или иной линейке – тип дизельного двигателя:

  • Cummins M11 с турбонаддувом, мощностью 340, 380 и 405 л. с, устанавливаются на грузовики линейки Е11;
  • Mac 12 мощностью 430 и 470 л. с используются в автомобилях модельного ряда Е12;
  • Cummins N14, имеющие мощность 425, 475 и 530 л. с, применяют при изготовлении самых мощных транспортных средств, входящих в семейство SISU Е (серия Е14).
Ещё по теме:   Mazda Titan: воплощение японского качества

Особенности конструкции

Изначально грузовики модельной серии SISU E оснащались оригинальной двухместной кабиной собственного производства с уровнем внутреннего шума не более 73 дБ. Она отличалась элегантностью и повышенным комфортом. Базовое исполнение предусматривало наличие:

  • мощных отопителей и усиленной теплоизоляции;
  • панели приборов, изготовленной из ценных пород дерева;
  • бортового компьютера;
  • лакированного деревянного рулевого колеса;
  • отделки натуральным деревом
  • сидений на пневматической подвеске с подогревом.

Однако в целях удешевления производства эти кабины в дальнейшем были заменены на кабины семейства французских грузовиков Renault Premium. Договор о сотрудничестве с компанией Renault Trucks был заключен в 1997 году. В соответствии с ним в базовом исполнении на грузовики SISU E12 устанавливаются также французские 18-ступенчатые КПП и американские шестицилиндровые дизельные моторы Mac E7 мощностью 430-470 л.с.

SISU E14

Договор о сотрудничестве с компанией Renault Trucks был заключен и в соответствии с ним в базовом исполнении на грузовики устанавливаются также французские 18-ступенчатые КПП и американские шестицилиндровые дизельные моторы Mac E7 мощностью 430-470 л.с.

Как и все предыдущие модели, грузовые автомобили этого семейства собираются на массивных рамах, изготовленных из высокопрочной стали Rautaruukki толщиной от 8 до 10 мм. Высота ее профиля составляет 300-460 мм. Интегрированные в раму элементы шасси и надстроек избавляют изготовителя от необходимости использовать специальные надрамники.

ВАЖНО: с 2001 года концепция построения (конструктив) рамы с высокими С-образными лонжеронами является стандартной для всех автомобилей SISU.

 Особенностями тяжелых грузовых автомобилей SISU также являются:

  • оригинальные мосты собственного производства, позволяющие собирать шасси с различными колесными формулами. Заводская номенклатура включает в себя мосты:

– ведущие (одно- и двухосные);

– поддерживающие (одно- и двухскатные);

– управляемые (простые, подъемные, ведущие).

  • увеличенный угол поворота управляемых колес;
  • обогрев систем, обеспечивающих работоспособность автомобиля (топливные фильтры, трубопроводы, тормозные механизмы и пр.);
  • топливные баки объемом до 500 л;
  • ксеноновые фары.

Новое тысячелетие Sisu AUTO встретила во всеоружии. Полностью отказавшись от производства дорожных тягачей с колесной формулой 4х2, компания предложила потребителям модернизированное семейство тяжелых грузовиков Evo 2 с колесными формулами 4х4, 4х4+2, 4х4+4, 6х2, 6х4, 6х4+2, 8х2, 8х2/4, 8х4, 10х2, 10х4, 10х10. Эти автомобили получили новые:

  1. Двигатели Renault и Caterpillar мощностью от 440 до 630 л. с.
  2. Ведущие мосты EuPro с планетарными колесными редукторами.

В новых обозначениях грузовиков зашифрованы применяемые двигатели. Например, на SISU:

  • R500 устанавливают моторы Renault DXi 12 или DXi 13 мощностью от 450 до 500 л. с;
  • C600 установлен силовой агрегат Caterpillar С18, мощность которого составляет 630 л. с.

Современные грузовики SISU

В 2011 году компания Sisu Auto, в очередной раз сменив владельца, объявила о начале тесного сотрудничества с автостроительным концерном Daimler AG. В результате на мировом рынке появилось новое семейство тяжелых грузовиков SISU POLAR, представленное автомобилями различного назначения:

  • самосвалы SISU CRANE;
  • грузовики со сменными кузовами SISU ROLL;
  • лесовозы (сортиментовозы) SISU TIMBER;
  • грузовые автомобили с мультилифтом (автокран-манипулятор) тяжелого класса;
  • дорожные машины SISU WORKS;
  • тягачи для транспортирования тяжелой и крупногабаритной техники SISU CARRIER.

В основу всех автомобилей положена традиционная рама с С-образными лонжеронами высотой 460 мм, на которой устанавливается кабина от многотоннажных грузовиков Mercedes-Benz Actros и все необходимые надстройки. В моторный отсек устанавливают двигатели Mercedes-Benz мощностью от 480 до 600 л. с (ОМ501LA, OM502LA, OM471 и др.). Агрегатируются эти моторы 16-ступенчатыми КПП Telligent, Powershift или 18-ступенчатыми Eaton Fuller. Выпускаются грузовики этого семейства с колесными формулами 6х2, 6х4, 8х2, 8х4, 10х2 и 10,4.

Sisu

В основу всех автомобилей положена традиционная рама с С-образными лонжеронами высотой 460 мм, на которой устанавливается кабина от многотоннажных грузовиков Mercedes-Benz Actros и все необходимые надстройки.

Интересное

Автомобили компании Sisu Auto принимали активное участие в международных гонках грузовиков, организованных под эгидой Международной автомобильной федерации FIA. Команда Sisu Rasing, созданная в 1985 году, выигрывала чемпионаты Европы (FIA European Track Rasing Championship) в 1991, 1992 и 1993 годах.

SISU ARFF

Автомобили компании Sisu Auto принимали активное участие в международных гонках грузовиков

В 2004 году был запущен в производство 700-сильный аэродромный пожарный и спасательный автомобиль SISU ARFF (Aircraft Rescue and Fire Fighting Vehicle). Созданный на базе полноприводного армейского вездехода HMTV, он обладает уникальными техническими характеристиками:

  • форсированный дизельный двигатель Caterpillar С18, агрегатированный 7-ступенчатой автоматической КПП Allison HD4076 и двухступенчатой раздаточной коробкой, обеспечивал скорость движения до 120 км/час, разгоняясь до 80 км/час за 27 сек;
  • габаритные размеры (высота/ширина), м – 3,1/2,55;
  • снаряженная масса, т – 10,9;
  • полная масса, т – 29;
  • объем баков (вода/пенообразователь), м. куб – 10/1,3;

Тушение пожара осуществляется двумя стволами, один из которых установлен на крыше автомобиля и способен обеспечить выброс огнетушащей смеси на 74 м (5000л/мин), а второй, установленный на бампере – на 42 м (1000л/мин). Оба ствола могут работать одновременно, в том числе и во время движения.

Добавить комментарий