Советские ретро грузовики

Легендарная полуторка

Настоящие любители старины осознают реальную ценность и раритетное достоинство грузовых автомобилей, которые стали значительным показателем мощности машиностроения и уровнем развития общества. На территории современной России ретро грузовики имеют долгую и насыщенную историю с несколькими взлетами и падениями.

В начале ХХ века Россия не имела отдельной отрасли по производству автомобилей. Только в 1908 году на Рижском Русско-балтийском вагоностроительном заводе был освоен выпуск автомобилей. Но до 1915 года на этом единственном автомобилестроительном заводе империи выпустили всего 450 легковых автомобилей и несколько грузовиков.

В 1915 году началась постройка пяти автомобилестроительных заводов (Москва, под Москвой, в Рыбинске, Ярославле и Ростове-на-Дону), которые за первый год должны были произвести более 3500 грузовых автомобилей. Но история пошла другим путем, и ни один завод до конца первой мировой войны не был полностью сооружен.

Зато некоторые из этих заводов стали отличной базой для развития послереволюционного советского автомобилестроения. В 1918 году национализированный завод «Автомобильное Московское Общество» начал подготовку к выпуску первого грузового автомобиля на основе полуторатонного итальянского FIAT-15-ter.

В начале 1924 года на заводе «АМО» государство заказало изготовить первый полностью отечественный грузовой автомобиль. За основу также взяли знакомый итальянский автомобиль марки FIAT, он получил название АМО-Ф15. За десять лет выпуска было произведено более 6 тыс. грузовиков этой марки.

FIAT-15

FIAT-15

С 1925 года на Ярославском автозаводе начали выпускать грузовики небольшими партиями под названием Я-3, которые имели грузоподъемность три тонны. Руль этого ретро грузовика впервые разместили с левой стороны, двигатели использовали от американского грузовика White. Кабину делали из дуба, а внутреннюю обшивку обивали кожей. В своей устаревшей конструкции грузовик производился недолго, до 1928 года. После этого в Ярославле выпускали грузовики Я-4 и Я-5, которые были намного улучшены по сравнению с первой моделью. Они имели немецкие двигатели от автомобиля Mersedes-Benz на 70 лошадок и американские Hercules YXC на 93 лошадиные силы соответственно.

Ещё по теме:   Раритетные фургоны для перевозки скота

С 1932 году к первым двум заводам подключился автозавод в городе Горький. На этом автозаводе основой для производства собственного грузовика стали американские автомобили Ford-A и Ford-AA, которые были немного доработаны отечественными специалистами и получили официальное название ГАЗ-АА, или народное «полуторка», в силу грузоподъемности в 1,5 тонн.

Через шесть лет, грузовик получил новый двигатель на 50 лошадиных сил, и новое название ГАЗ-ММ. Хотя внешне грузовики не отличались, но на ГАЗ-ММ установили усиленную подвеску и новый карданный вал. Оба горьковских автомобиля стали самыми массовыми грузовиками довоенного периода, которые широко использовались в народном хозяйстве и в Красной Армии Советского Союза.

В послевоенный период выпуск советских грузовых автомобилей активизировался, но классические ретро грузовики довоенного времени постепенно снимались с производства, проигрывая новым собратьям по скорости и грузоподъемности.

Добавить комментарий