Тахограф: на какие транспортные средства он ставится?

С самых первых дней обнародования февральского Приказа номер 36 стало ясно, что Минтранс РФ отступать не собирается. Он настойчиво хочет вывести бизнес автоперевозок из теневого оборота. Вопрос об оснащении транспортных средств тахографами обсуждался на уровне правительства еще с 1995 года. Многочисленные Приказы, Постановления и изменения к ним, опубликованные до или после этого документа, настойчиво подводили автомобилистов к мысли о неизбежной установке бортовых самописцев. Однако по-прежнему в воздухе витает вопрос: на какие машины нужен тахограф в России?

Западная Европа, Соединенные Штаты и Канада давно уже определились с ответом. Более 45 лет назад, еще в 1970 году, в Женеве было подписано соглашение о внедрении средств тахографического контроля на автотранспорте. Постепенно к нормам ЕСТР, а именно так называется это соглашение, присоединилось множество государств. Установку тахографов очень хорошо встретили профсоюзы. Ведь этот прибор следит, чтобы водитель работал не больше положенного времени.

Но в те времена мы были заняты совсем другими проблемами. Да и после было как-то не до этого. В России, подписавшейся под ЕСТР «несколько» позже, было решено применить творческий подход. Был разработан и утвержден целый ряд требований, отличающий эксплуатацию тахографов внутри страны от регламента ЕСТР. В каждой стране есть свои национальные особенности.

Установка тахографа на грузовой автомобиль

Вопрос об оснащении транспортных средств тахографами обсуждался на уровне правительства еще с 1995 года

Например, по Европе можно колесить с аналоговым или цифровым тахографом, а по территории РФ за аналоговый прибор можно получить штраф. Также с 01 июля 2016 года штрафуется и управление автомобилем с цифровым самописцем, но без СКЗИ. Как видите, Минтранс не только определил, какие виды тахографов необходимо устанавливать на грузовиках и автобусах для внутрироссийского пользования, он еще и ввел систему штрафов за нарушение правил использования тахографов.

Категории и виды ТС, оснащаемые тахографами

В обязательном порядке необходимо устанавливать средства тахографического контроля на грузовом и пассажирском автотранспорте, которые попадают под следующие категории:

  • Категория М2 – к ней относятся автомобили массой до 5 тонн, предназначенные для перевозки более восьми пассажиров. Как видите, микроавтобусы, выполняющие коммерческие рейсы, вполне вписываются в эту категорию. Правда есть один нюанс, если они не используются на городском или пригородном маршрутах;
  • Категория М3 включает автобусы массой более 5 тонн, но с тем же минимумом пассажирских мест – 9. Например, служебный автобус для перевозки сотрудников;
  • Категория N2 подразумевает грузовой автомобиль массой в пределах от 3,5 до 12 тонн, занятый в коммерческих грузоперевозках;
  • Категория N3 объединяет грузовики тяжеловесы – от 12 тонн и выше, привлеченные к коммерческой деятельности.
Ещё по теме:   Тахографы отменили до 2017: слухи, домыслы, реальность

Как вы обратили внимание, везде упоминается понятие «коммерческая деятельность». Принято считать, что подобные автомобили не используют только для езды на рынок за овощами или семейных выездов на пикник. Содержать такой транспорт довольно затратное занятие. Поэтому он должен работать и приносить прибыль. Нанятый водитель или водитель-собственник будут выжимать из него максимум.

Иногда, в ущерб сну или отдыху, водители работают, подвергая себя и других опасности на дорогах. Тахограф, как немой свидетель, напомнит ему об окончании рабочей смены. Как результат введения штрафов за тахографы – снижение числа ДТП с участием грузовиков и автобусов.

Еще один подводный камень коммерческой деятельности.

Если вы владеете транспортным средством, чьи признаки описаны в одной из четырех категорий, вам необходимо в соответствующем порядке и форме подавать отчеты и платить налоги. Это побочная сторона внедрения тахографов. Вернее, тахографического контроля на автотранспорте.

Осуществление в России коммерческой деятельности без регистрации юридического лица или оформления ИП невозможно. Вернее, возможно, но этот вариант дорого стоит. И следят за этим люди в погонах и при должностях. А штрафуют они не как ГИБДД.

На какие ТС не нужен тахограф

Любое правило имеет исключения. Таким исключением к Приказу No 36 является перечень автотранспорта, который не подлежит обязательному оснащению тахографами. В него входят автомобили специального назначения; инкассаторские машины, бетоносмесители, учебные автомобили, коммунальный автотранспорт, передвижные лаборатории и мастерские, автомобили скорой помощи… Одним словом – некоммерческий автотранспорт. В этом перечне присутствует и автокраны. Возможно потому, что их работа не столько связана с грузоперевозкой, сколько с переносом или поднятием груза на фиксированном месте.

Поверка тахографа

Таким исключением к Приказу No 36 является перечень автотранспорта, который не подлежит обязательному оснащению тахографами

В перечне до недавнего времени присутствовал и автотранспорт, оснащенный краном-манипулятором. Однако, в самом конце января 2016 г. своим Приказом No16 Минтранс внес изменения в перечень. Согласно ему, автомобили с краном-манипулятором были из него исключены. Ведь они грузят товары себе на борт, а потом транспортируют их. Поэтому, нужен ли тахограф на манипуляторы – ответ «да», а на автокраны – «нет».

В этом же приказе Минтранс уточнил и отношение к тахографам в сельском хозяйстве. Общее понятие «самоходная сельскохозяйственная машина» было заменено на «специализированное ТС». Если автотранспорт оборудован для перевозки скота, птицы, молокопродуктов или химикатов, то на такие сельхозмашины тахограф не ставится. Не ставится он и на грузовики, выполняющие перевозку грузов сельхозпроизводителей в пределах своего района.

Нужен ли тахограф на самосвал, ЗиЛ «Бычок» частному лицу

Это очень распространенный вопрос. КамАЗ, ГАЗ 3307, ЗиЛ 5301, самосвалы, бортовые или тентованные автомобили от 3,5 до 12 тонн очень популярны среди частных автовладельцев. Поскольку ответственность за установку тахографов возложена на руководителей транспортных организаций или частных предпринимателей, то у частника сразу возникает иллюзия, что это не о нем. Распределение ответственности предусмотрено для того, чтобы было с кого спросить. Нигде в текстах приказов и постановлений не сказано, что частный автовладелец освобождается от установки тахографа, если его автомобиль попадает под категории М2, М3, N2, N3.

Возьмите к примеру Газель. Очень востребованный «трудяга», однако весом не вышел. Вот и нет у владельцев Газели необходимости в установке тахографа.

Нужен ли тахограф на ЗиЛ «Бычок», КамАЗ, в городе, частному лицу? Эти вопросы – попытка  оттянуть установку тахографа. Эти автомобили покупались частными лицами, чтобы кормить только их семьи, а не делиться с государством под разными предлогами. Отсюда и внутренний протест: почему? Требование устанавливать бортовые самописцы распространяется на любую форму собственности, если автомобиль вписывается в указанные категории и выполняет коммерческие грузовые или пассажирские перевозки.

Добавить комментарий