Унимоги от Мерседес: история легенды

Унимог не боится ни грязи, ни бездорожья

Вездеход Унимог не ищет легких путей.

Шествие этого легендарного грузовика по планете началось более 60 лет назад. За это время Унимог, незатейливо названный производителем – «универсальное транспортное средство», покорил не одну вершину и заработал себе славу высокотехничного качественного грузовика-вездехода. А начиналось всё в начале 40-х годов в военной Германии с идеи об универсальном грузовике с функциями трактора, приспособленного к сложным дорожным условиям, а то и вовсе к отсутствию таковых. Авторство идеи закреплено за Альбертом Фридрихом, бывшим сотрудником компании Daimler-Benz. Его специальностью было конструирование авиамоторов, что не помешало ему разработать концепцию универсального трактора, отвечающего нуждам страны. В 1945 году он представил план машины, в котором учел опыт использования полноприводных военных грузовиков, сделав конструкцию простой, надежной, долговечной.

Унимог - помощник в поле

Первоначально Унимог в Германии был сельскохозяйственным грузовиком.

Начало пути: Унимоги 50-х годов

Первый пилотный образец  Унимог был сконструирован на заводе по производству станков Братьев Берингер. Презентован на сельскохозяйственной выставке во Франкфурте и хорошо принят покупателями несмотря на солидную цену. Унимог тех лет оснащён дизельным двигателем в 25 л.с., четырехступенчатой коробкой передач, длинноходовой рычажно-пружинной подвеской, имелась кабина с откидным верхом и буксировочная грузовая платформа сзади. Грузовик развивал скорость до 50 км/час. Отличительная черта корпуса  – плоский картер, не выходящий за габариты рамы, что улучшало проходимость дороги  Унимогом. Одной из отличительных особенностей было то, что он имел управляемые колеса одинакового размера, в отличие от существующих на тот момент тракторов, за счет чего был более подвижен и маневренен в сложных условиях.

Заказов на Мерседесы Унимог поступало большое количество, из Европы автомобиль заказывали даже для военных целей. Производитель попросту не справлялся с такими объемами. В это время к производству машин стал присматриваться Daimler-Benz. В 1951 году концерн приобрел права на производство Unimog,  и на заводе в Гаггенау началось масштабное производство. В этом же году производитель выпустил модель Unimog 2010. С тысячи штук в 1951 году выпуск увеличился к следующему году почти до четырех тысяч машин.

Любопытно, что Унимог хоть и выпускался как автомобиль бренда Мерседес, но имел свой логотип на капоте: букву «U» в виде бычьей головы. Только в середине 50-х на радиаторной решетке новых моделей появилась трехконечная мерседесовская звезда.

Первый логотип Унимог

Грозная эмблема Unimog намекает на непростой характер.

В 1953 году модель Унимога от Мерседес U2010 снимается с производства. На замену появляется две новинки – Унимоги 401 и 402. У последнего колесная база была увеличена до 2120 мм (стандарт – 1720 мм). Кроме того, Унимоги обзаводятся цельнометаллическими кабинами. В 1956 году увеличивается мощность двигателя до 30 л.с. На заводе стартует выпуск модифицированного Унимог  411 типа.

Параллельно  запускается в производство модель для военных нужд, под названием Unimog S 404 серии. Небольшой грузовик имел удлиненную колесную базу до 2900 мм, дорожный просвет 400 мм и бензиновый двигатель мощностью 82 л.с., объемом 2,2 литра распределенных на двойной карбюратор. Позже, в качестве альтернативы, был налажен выпуск двигателей со 110 л.с. и увеличенным до 2,8 литров объемом. Унимог 404 имел большую популярность, отчасти этому поспособствовало создание в 1955 году бундесвера – вооруженных сил ФРГ. Автомобиль поставлялся в двух вариантах: как фургон и модель, с бортовой платформой, позволяющей перевозить до 8 человек личного состава. Mercedes Unimog S404 закупался для иностранных армий, в частности для вооруженных сил Франции. Благодаря этому Унимог 404 стал самым продаваемым – до 1980 года было произведено порядка 65 тысяч грузовиков.

Ещё по теме:   Первый грузовой автомобиль

Расширение производства и модельного ряда

В начале 61-го года с конвейера сошел пятидесятитысячный грузовик Унимог. К этому времени Унимоги получают славу универсальных вездеходов. Они находят применение не только как сельскохозяйственный и военный транспорт, но и как помощники в городском коммунальном хозяйстве.  Постепенно мощность двигателей увеличивается до 32 и 34 л.с.

Военная модификация Унимог

Этот Унимог от Мерседес был взят на вооружение многими европейскими странами.

В 1963 году Унимог представляет серию Unimog U406 с функцией установки навесного оборудования с четырех сторон. Первые Унимоги этой серии выпускались с мощным шестицилиндровым двигателем 65 л.с. – в процессе производства мощность увеличилась до 110 л.с. Колесная база составляла 2380 мм. Унимоги второго поколения стали типичными представителями марки: в 1966 году Мерседесы Унимог достигли отметки в 100 тысяч экземпляров. Начинается расширение модельного ряда: завод собирает U34, U40, U70, U80, а также Umimog S, предназначенный для гражданского пользования. Унимоги становятся мощнее и больше.

Унимог в одной из комплектаций

Возможность установки навесного оборудования позволяет Унимогу заменить несколько единиц спецтехники.

Появляется откидная кабина, гидроусиление руля, пневматический тормозной гидроусилитель, возможность использовать Унимоги как мини-локомотивы благодаря добавлению режима железнодорожного хода (на автомобиль установлены дополнительные колеса для железнодорожного полотна). Легкую серию продолжили такие модели, как U54 (тип 403) с колесной базой 2250 мм и U40 (421 тип) с базой 2380 мм. Разнообразие навесного оборудования для Унимога делает его незаменимым универсалом для коммунальных служб. Количество модификаций как серийно, так и под заказ, постоянно растет. С 1970-го года на Унимоги с открытой кабиной устанавливают рамы безопасности.

Унимог с 70-х и до наших дней

Unimog в начале 70-х преодолел планку в 150 тысяч экземпляров

В 1971 году появляется на свет 150-титысячный экземпляр Унимог. В честь события грузовик-вездеход передают на благотворительные цели.

 С 1973 года  Мерседес Бенц представляют на рынке очередную новинку под названием MB Traс – трактор собранный на платформе Унимог. Несмотря на большую популярность и активные продажи грузовиков, в сельскохозяйственном мире результат был несколько ниже ожидаемого производителем. MB Trac должен был исправить ситуацию в тракторном сегменте. Полноприводный как и Унимог, MB Trac имел четыре колеса одинакогого размера, но более узнаваемый тракторный дизайн – угловатую высокую кабину, расположенную между осями. Использование дисковых тормозов и высоких технологий Унимога сделало эту модель революционной в то время. Трактор за время производства до 1991 года совершенствовал свои модификации и применялся не только в сельском, но и лесном хозяйстве.

В 74-м году налажен выпуск 425-го, «тяжелого» типа (модели Unimog U1300, U125 и другие). Их объединяли такие технические характеристики, как 2810 мм колесная база, мощность до 125 л.с. и грузоподъёмность порядка 9 тонн. В конце 70-х Унимог предстает в новом дизайне с увеличенной кабиной, что оказалось удачным решением. В таком виде Унимоги, с небольшими изменениями, выпускаются до сих пор. Форма с округлой сменилась на угловатую. Выросли мощности до 168 л.с. Все Унимоги от Мерседес снабдили дисковыми тормозами как на передних, так и на задних колесах. Коробка передач стала восьмиступенчатой с возможностью увеличения числа ступеней до 16-ти. А в названии моделей Унимог появилась литера L, что означало удлиненную колесную базу.

Пожарная машина Unimog

Технические характеристики позволяют Унимогам работать в экстремальных условиях в качестве аварийного транспорта.

80-е годы – время обновления. С конвейера снимают 404-ю серию. Daimler AG презентует легкий и среднетяжелый ряд Унимог: 407 (как замена 421 старого типа) и 427 типы (обновил 424 серию). 425 и 435 тип объединен в одну «тяжелую» 437 серию. В 90-х количество сошедших с конвейера Унимогов достигло трехсот тысяч, и существующие серии обновляют модельные ряды (U2150, U2400).

Ещё по теме:   Magirus - легенда БАМа

В начале нового века Унимог празднует 50-тилетний юбилей с новинками модельного ряда: U300, U400 и U500, среднетяжелыми грузовиками, получившими наибольшее признание в сфере дорожного и коммунального хозяйства. А в 2002 году тяжелая серия Унимог пополняется шасси с повышенными характеристиками проходимости – U3000, U4000, U5000, представленными на Ганноверской выставке грузовиков. Производство Унимог в Германии перебирается в город Верте, но в 2011 году ему предстоит отправиться еще дальше – на зваод КамАЗ, где сходит с конвейера первый Унимог в России.

Унимог U500 в новом веке

Новинка среднетяжелого модельного ряда используется в основном в коммунальном хозяйстве.

В 55-ю годовщину Унимог в Германии, в Гаггенау, в долине реки Мург, открывается музей «Unimog», быстро ставший достопримечательностью немецкого региона Шварцвальда. Музей насчитывает порядка 20-ти редких экземпляров в своей коллекции, среди которых есть не только хозяйственные машины, но и военные варианты.

Технические характеристики Unimog

Конструкция автомобиля

Внутреннее устройство одной из первых моделей Unimog

Унимоги всегда отличались обширным спектром возможностей, имели превосходный ход и высокую проходимость. Приспосабливают машину для VIP-жилищ и охотничьих домиков. Высокие показатели проходимости и качества выполняемых работ Унимоги получили за счет многих особенностей.

  • Большой дорожный просвет, на некоторых моделях составляющий 40 см.
  • Начинавшие с небольших мощностей современные Унимоги комплектуются четырех и шестицилиндровыми турбодизельными двигателями, демонстрирующими до 280 л.с. мощности. Есть модификации и с бензиновыми двигателями.
  • Гибкая рама лестничного типа выдерживает за счёт своих особенностей большие нагрузки при изгибе, увеличивает поворотный угол автомобиля, вследствие расширения в задней части позволяет установку крупного кузова, а также противостоит боковому крену при движении.
  • Постоянный полный привод и дисковые тормоза.
  • П-образные (портальные, редукторные) мосты, позволяют увеличить клиренс грузовика, а увеличенное количество редукторов снижает нагрузку на трансмиссию. Большой крутящий момент важен для буксировки и движению на низких скоростях, но в дополнение к этому моменту, распределением нагрузки между передачами, достигается высокая надежность конструкции.
  • Амортизаторы телескопического типа и спиралевидные пружины увеличивают ширину колеи. В экстремальных условиях бездорожья это позволяет достичь полного контакта колес с почвой.
  • Одинарные шины взамен двойных, использующихся на подобных грузовиках. Улучшают сцепление с дорогой при небольшом сопротивлении качению. Давление в шинах регулируется водителем прямо из кабины, что позволяет его сбросить моментально в условиях мягкого грунта.
  • Возможность установки навесного оборудования со всех четырех сторон на Унимоги сделала его настоящей легендой в мире хозяйственной техники. Он способен выполнять любые сельскохозяйственные, дорожные, коммунальные и производственные работы.
  • Наличие на современных моделях антиблокировочной системы и регулировка тормозного усилия при увеличении нагрузки. Эти две системы гарантируют устойчивость Унимог и результативное торможение.
  • Двухрежимный ход, установленный на некоторых моделях, позволяет передвигаться как по дороге, так и по железнодорожному полотну.
  • Откидная кабина Унимог изготавливается из искусственных материалов и не подвержена коррозии. Внутри оснащена LCD-дисплеями и электронной приборной панелью, багажными отделениями и необходимыми инструментами. Снаружи кабина имеет широкий угол обзора.

Добавить комментарий