Водительская карта тахографа: условия оформления и получения

Еще совсем недавно водители грузового и пассажирского автотранспорта не воспринимали всерьез дополнительное оборудование, которое называется тахограф. Кто-то сразу увидел в нем помощника, а кто-то и до сих пор старается с ним бороться своими методами. Но и для одних, и для других правила пользования тахографами одинаковые. И одним из основных правил является обязательное наличие в тахографе карточки водителя. Без нее машина не должна трогаться с места.

Карточка водителя

Одним из основных правил является обязательное наличие в тахографе карточки водителя

Да, тахографы были придуманы не нами. В западной Европе раньше разглядели преимущества и осознали необходимость подобного прибора. Тот факт, что Россия начала активно разрабатывать и внедрять систему тахографического контроля только в последние пять-семь лет, лишний раз подтверждает, что это не модное веяние, а неотвратимое наступление технического прогресса. Зато мы сразу подключились к цифровому формату и не сталкиваемся с глобальным «перевооружением» автотранспорта. Однако наличие подобного прибора в автомобиле – это только половина дела, если в нем не используется карта водителя для тахографа.

Какая Марья без Ивана, или какой тахограф без карты водителя? – никакой

Без нее пропадает весь смысл установки самописца в кабине. Этот прибор фиксирует, шифрует и записывает поведение автомобиля, которым управляет конкретный водитель. Загрузка товара, ремонт, вождение, стоянка – все эти действия совершает с автомобилем определенный человек. Карта водителя для тахографа по сути напоминает персональный дневник, в котором эта информация записывается и хранится. Поскольку основной целью тахографа является запись не технического состояния автомобиля, а деятельности водителя, то и карта водителя имеет персональный характер.

Карта водителя для тахографа

Карта водителя для тахографа по сути напоминает персональный дневник, в котором эта информация записывается и хранится

Согласно Приказа No 36 Минтранса РФ и Постановлению No 922 Правительства России, транспортные средства для перевозки пассажиров более восьми человек и грузовые автомобили массой более 3,5 тонн должны быть оснащены цифровым тахографами с некорректируемым криптографическим модулем (блок НКМ или СКЗИ). Это требование распространяется на автотранспорт, который не входит в перечень исключений ФБУ и эксплуатируется в пределах границ РФ. Если же транспортное средство используется для международных перевозок, то тахограф должен соответствовать требованием регламента ЕСТР и Положению No 2135/98 Европейского Союза. Но каким бы ни был вид тахографа, прибор считается нерабочим, если в нем не находится карта водителя. За управление автомобилем без вставленной в тахограф карты водителя и в Европе, и в России предусмотрены штрафы.

Как выглядит карта водителя для цифрового тахографа

Карта водителя, как и любой другой вид карты для тахографа, выглядит стандартно. Внешне она напоминает водительское удостоверение современного образца и банковскую карту одновременно. Обычная и уже привычная нам пластиковая карточка с защищенным графическим рисунком (что-то в виде водяных знаков на денежных купюрах). На лицевой стороне находятся:

  • фото владельца карточки водителя
  • его имя и фамилия
  • дата рождения
  • тата начала и окончания срока действия карты
  • номер водительского удостоверения
  • номер самой карты
  • адрес проживания и подпись

Вот как выглядит водительская карта для тахографа. Рассмотрите внимательно этот образец. Никакой лишней информации. Все предельно коротко и ясно.

Образец карты водителя

Вот как выглядит водительская карта для тахографа

На оборотной стороне встроен чип для записи, накопления и считывания информации. Всю «стенограмму» работы водителя на автомобиле тахограф переносит на этот чип.

Обратная сторона с чипом

На оборотной стороне встроен чип для записи, накопления и считывания информации

Электронная чип-карта водителя содержит не только персональные данные владельца карты. На ней записывается чуть ли не поминутная информация о режимах работы, перерывах и отдыхе, скорости и времени движения автомобиля, пробеге…  То есть любые действия водителя-владельца карты во время управления транспортным средством с установленным на нем тахографом.

Тахограф – это цифровой прибор-органайзер, помогающий водителю контролировать свои действия во время работы. Если он не вставит свою карту в слот и двинется в путь, прибор будет работать, но зафиксирует это в своей памяти как нарушение и любой проверяющий выявит его при первом же случае.

При последующей выгрузке данных на карту водителя для цифрового тахографа информация о нарушении правил пользования прибором будут перенесены на память карты. Максимум через каждые 28 дней эти данные необходимо выгружать на сервер и хранить в доступном для проверки формате и месте. Например, на сервере предприятия или личном сервере, если вы ЧП. Информация, выгруженная с чип-карты водителя должна сохраняться два года без изменения формата.

Ещё по теме:   Тахографы KIENZLE

Таковы правила игры.

Правила оформления карт водителя для цифрового тахографа

Если ваше транспортное средство попадает под категорию автомобиля, на котором необходимо в обязательном порядке установить тахограф (не важно, цифровой с СКЗИ или по стандарту ЕСТР), вам не избежать оплаты такой дополнительной опции как личная карточка водителя. Порядок ее оформления довольно прост. Прежде всего следует определиться, кому выдают подобную чип-карту.

Карта водителя оформляется не на организацию, юридическое лицо или частного предпринимателя. Каждым конкретным автомобилем управляет водитель т.е. физическое лицо. Для получения карты для цифрового тахографа необходимо, чтобы в его водительском удостоверении была открыта категория «С», «D» или «Е».

Еще одно немаловажное требование – возраст водителя. Для управления грузовым автомобилем, максимальной массой до 7,5 тонн оформление карты допускается с 18 лет. Для управления более тяжелым грузовиком возрастной ценз ограничивается 21-летним возрастом. Что касается пассажирского транспорта, то нужно не только быть старше 21 года, но и иметь не менее одного года стажа работы на пассажирском автотранспорте. Если до этого водитель не имел такой возможности, а управлял только грузовым автомобилем, главное, чтобы вес этого грузовика был больше 3,5 тонн.

Оформление карты водителя для цифрового тахографа осуществляется на гражданина России или на физическое лицо, которое ежегодно проживает в РФ минимум 185 календарных дней. И еще одно важное условие – на момент подачи документов на изготовление карты водитель не должен иметь другую карту для тахографа с еще не истекшим сроком действия.

Необходимые документы для получения карты тахографа

Карта водителя для тахографа выдается по личному заявлению с приложенными к нему документами:

  • персональным фото определенного образца;
  • копией водительского удостоверения, сделанной с обеих сторон;
  • копией паспорта (основной разворот и прописка);
  • копией страхового свидетельства (СНИЛС);
  • справкой или ходатайством с места работы, где должны быть указаны его наименования и почтового адреса (она выдается в отеле кадров предприятия, а если карта заказывается для ЧП, то данная справка должна быть заверена его подписью и печатью);
  • документ, подтверждающий утерю, кражу или деактивацию предыдущей карты, если таковые случаи имели место.

Все копии документов не требуют обязательного заверения нотариусом.

Заявление может быть оформлено в режиме онлайн, на предприятии или в офисе авторизованной мастерской, занимающейся выдачей карт водителя. В заявлении необходимо указать свои личные данные, сведения о паспорте и водительском удостоверении. Кроме того, неотъемлемой частью заявления является согласие на обработку персональных данных, связанной с процессом производства, оформления и выдачи карты.

Карта для тахографа – это водительский паспорт. Его нельзя передавать третьим лицам.

И еще. Поясним несколько терминов. Выдача карты заказывается при первом обращении. Обновление карты – это ее перевыпуск на новый срок действия. Замена же возможна при некорректно работающей карте, испорченной, сломанной, украденной и т.д.

Требования к фотографии

Фото для карточки водителя должно быть черно-белым, четким, без дефектов изображения, овалов и уголков. Голова должна быть строго по центру и занимать примерно 70% (+/- 5%) пространства. Размером фотография должна быть 35 х 45 мм. Эти требования напоминают те, которые предъявляют к фотокарточкам для визы в Евросоюз.

Если вы будете отправлять заявление и фото по электронке, то файл должен иметь расширение «JPG» или «PNG» с максимальным объемом 150 КВ. изображение должно иметь режим градаций серого цвета в 256 цветов, а также быть выполненным в пределах графических размеров – 394 х 506 пикселей (Ш х В). Фон должен быть максимально ярким.

Ответственность и ограничения

При подаче заявления, водитель подписывается под обязательствами не передавать свою карту в пользование лицам, не имеющим на это право. Он также обязуется выполнять правила пользования картой и вернуть ее в организацию, которая ее выдала, в случае досрочного прекращения пользования ею.

Каждому водителю допускается иметь только по одной карте для тахографа с СКЗИ и для прибора стандарта ЕСТР. Эти карты не взаимозаменяемы. Самописцы обоих стандартов имеют разные системы кодирования информации. Поэтому использовать одну вместо другой с целью манипуляций невозможно.

Карта выдается в той стране, в которой проживает водитель. Если он меняет страну проживания и хочет заменить карту, то должен сперва аннулировать имеющуюся карту путем возврата ее в тот орган, который ее выдал. При оформлении новой карты, он должен сообщить о деактивации предыдущей карты. Номер его новой карты будет содержать зашифрованную информацию о прошлой карте.  Только при таком варианте новая электронная карта водителя для цифрового тахографа будет считаться законной.

Ещё по теме:   VDO DTCO 3283 – тахограф для российских автомобилей

Вы можете сменить место жительства, страну или просто потерять паспорт. В таких случаях замена карты неизбежна. При смене работы карта остается у водителя.

Где взять, как получить и куда обращаться за получением водительской карты

Чип-карта водителя заказывается через предприятие либо в авторизованных мастерских. Если вам требуется карта для тахографа с СКЗИ, то эта мастерская должна иметь еще и лицензию ФСБ. Лучший способ подобрать организацию для изготовления карты водителя – это зайти на сайт Росавтотранса и выбрать подходящую мастерскую в вашем регионе.

Заказать карту можно и онлайн. Для этого нужно будет пройти процедуру регистрации на сайте, получить бланки и отправить копии документов. Цену, способ оплаты и принцип доставки карты можно обсудить непосредственно на сайте. Поэтому вопросы «где сделать?» и «где получить?» не являются проблемными. Как правило, цена на изготовление карт для тахографов с СКЗИ колеблется от двух до трех тысяч рублей. Карточка ЕСТР обойдется процентов на 50 – 70 дороже.

Изготовление своей карты можно доверить только аккредитованной организации.

Необходимо также сообщить вид, марку и модель вашего тахографа. Отправив документы на обработку данных, вам предстоит подождать от 2 до 4 недель, пока ваша карточка будет готова. Не исключено, что временный ажиотаж на изготовление карт может отодвинуть срок ее изготовления карты до 1,5 – 2 месяцев.

Заявление

Если вы решили заказать карту для тахографа и будете подавать документы в бумажном виде, то при заполнении заявления необходимо аккуратно заполнять графы разборчивым почерком. Личное фото должно быть наклеено в отведенном для этого поле. Подпись должна быть выполнена черными чернилами. Она не должна выходить за границы поля, но и не быть микроскопической.

Срок действия водительской карты

Согласно действующему законодательству, водительская чип-карта для цифрового тахографа выдается сроком на три года. Чтобы избавить вас от необходимости постоянно держать в голове дополнительные цифры и даты, на самой карте в графе «4а» прописаны даты выпуска и истечения срока действия вашей личной карты для тахографа.

Как пользоваться водительской картой

Каждая карта водителя для тахографа персонифицирована, т.е. привязана к конкретному человеку. Для защиты данных на каждой карте установлен пин код. Пин код карты тахографа уникален. Кодовая комбинация цифр приходит к вам вместе с картой. Для ее активации достаточно вставить карту в левый слот прибора под номером «1» и ввести нужный код.

Цифровой самописец осуществит идентификацию пользователя и тахограф будет готовый к работе. Теперь вы знаете, как активировать карту.

Чтобы правильно пользоваться картой, вставляйте ее всегда чипом вверх и вперед. В некоторых моделях ее нужно аккуратно проталкивать вперед до характерного щелчка. А в других – прибор сам затягивает ее. Каждая марка тахографа имеет свои конструктивные особенности. В любом случае, вставлять и вытаскивать карту необходимо только на стоящем автомобиле с включенным зажиганием.

После идентификации и приветствия на экране необходимо выбрать соответствующие режимы ввода, вождения или другой деятельности и начать движение. Впрочем, подробная инструкция пользования прилагается к каждому прибору и описывать ее нет необходимости. А вот возить ее с собой нужно. Ее отсутствие в кабине водителя влечет за собой штраф.

Работа с тахографом

Подробная инструкция пользования прилагается к каждому прибору и описывать ее нет необходимости

Перед тем как вытащить карту, необходимо нажать и удерживать кнопку слота, в который вставлена карта.  Прибор осуществит выгрузку данных на карту и выдаст ее. Напомним, что память на карточке не безразмерная и информация на ней не может накапливаться бесконечно. В соответствии с известным Приказом 36, каждые 28 дней ее нужно пропускать через картридер и выгружать данные на компьютер.

Электронная карточка водителя для цифрового тахографа, с СКЗИ или по стандарту ЕСТР – теперь это неотъемлемая деталь вашего автомобиля и ваш водительский паспорт на время вашей профессиональной деятельности. Надеемся, безаварийной.

Добавить комментарий