Вольво Лапландер: легенда северных краев

Внешний вид Volvo Laplander

В северной Лапландии живёт добрый Санта-Клаус и настоящий шведский дикарь – Volvo Laplander, живая легенда любителей off-road.

Наряду с отечественными «буханками» и военными УАЗами в суровых лесах Карелии можно встретить живую легенду шведского военного автопрома – грузовик Volvo L3314 или Вольво Лапландер. Свое прозвище Лапландер получил за географическое происхождение. Лапландцами обычно называют немногочисленный народ саамов – охотников и оленеводов, проживающих в Северной Европе на территории нескольких государств. Северяне словом «lappalainen» зовут диких жителей леса, дикарей.

История автомобиля

Свою родословную грузовик ведет с середины 20-го века, когда концерн Вольво получил военный заказ – шведской армии понадобился новый мощный внедорожник. Первые опытные образцы вышли в 1959 году – серия получила маркировку L230. Материалом для новой машины послужила модель Volvo Amazon, в частности, от нее был позаимствован двигатель Лапландера – бензиновый Volvo B16 объемом 1,6 литра. Первые версии с небольшими доработками серийно выпускались со следующими характеристиками:

  • Двигатель Volvo B18 – чугунный бензиновый агрегат, мощностью 65 л.с. при 4500 1/мин с объемом 1,8 литра;
  • Центральное расположение мотора;
  • Подключаемый передний мост с расположением водителя над передней осью;
  • 4-хступенчатая коробка передач Volvo M-40;
  • Распределительная коробка типа ZF VG 50 (передний привод, полный привод в двух вариантах и нейтральное положение).

Хотя автомобиль уже получил название Лапландер, одним из названий за ним значилось Volvo Valp – «щенок Вольво». Автомобиль был ориентирован прежде всего на использование в собственной армии. Однако интерес к Volvo проявили военные Норвегии и соседних стран. А уже в 60-х весь мир наблюдал белых «лапландцев» на службе у ООН. Модификаций у внедорожника выпускалось несколько: противотанковая версия, медицинский и грузовой транспорт.

В ходу были цельнометаллический внедорожник и передвижная радиостанция. Эксплуатация автомобиля выявила важный недочет: из-за высокого центра тяжести у грузовика была слабая устойчивость. Машину постепенно доработали — Volvo Laplander добавил в габаритах и мощности. В итоге автомобиль с маркировкой Volvo C303 Laplander вышел в свет в начале 70-х годов.

Особенности конструкции Лапландера

Легендарные портальные мосты Volvo Laplander

Портальные мосты принесли Вольво Лапландер славу легендарного вездехода, стали его визитной карточкой.

Уникальность Вольво С303 Лапландер – вездеходность, off-road на деле, а не на бумаге. Причиной тому два фактора. Это основа конструкции – вагонная компоновка с крепкой рамой лестничного типа, устойчивой к скручиванию, и впервые испробованные на автомобиле в 1974 году восьмишипилечные портальные мосты. Так, у Вольво Лапландер появилась своя визитная карточка, и автомобиль бросил вызов главному конкуренту – немецкому Unimog.

Портальные мосты Лапландера снижают скорость авто, значительно ухудшают динамику, требуют корректировок управления. Но расстояние между осями главных пар и осями колёс здесь не просто присутствует — оно огромно, и за счёт этого появляются драгоценные сантиметры клиренса. Добавляют просвета и компактные редукторные мосты, способные передавать на колёса любого размера 6,00:1, 7,10:1 и 7,56:1 — передаточные отношения не представимые для классических «балок» с одной ступенью.

И так, за счет смещения осей относительно друг друга в такой конструкции и наличия бортовых редукторов, были сильно увеличены геометрические параметры проходимости. Такие мосты часто называют «лапландеровскими», хотя по факту их стали ставить только на модельVolvo C303, т.е. только в середине 80-х.  К тому же портальные мосты придумал Фридрих Альберт (Unimog), а редукторный мост Г.К.Мирзоев (УАЗ). Однако клиренс автомобиля составляет 380 мм (для сравнения у военного УАЗа просвет меньше на 10 см). Характерно, что свесы практически отсутствуют. И разумеется, как настоящий внедорожник, «дикарь» снабжён пневматической, межосевой блокировкой.

Сделано всё просто, с расчётом на возможность починки в экстремальных условиях. Рулевое управление осуществляется при помощи простейшей зубчато-винтовой передачи и нескольких рычагов, передающих движение на колеса и поперечные рулевые тяги. Гидравлический привод и барабанные колодки составляют основу незатейливой, но крепкой тормозной системы. Ручной тормоз у Лапландера механического типа. В подвеску установлены телескопические амортизаторы, полуэллиптические и вспомогательные рессоры. Эта основа закрепилась на всех моделях Вольво Лапландер.

Ещё по теме:   IFA W50L – отголосок истории

В следующих поколениях автомобиль прибавлял в тяжести и мощности. Колесных баз за время выпуска было перепробовано несколько. В разработке была даже версия 8х8 – L4230. Машина получилась громоздкой, при этом не добавив в проходимости и грузоподъемности, и в производство не пошла. Самыми удачными и востребованными стали машины с базой 4х4 и 6х6.

Годы выпуска

Одновременно с выходом модели Volvo Laplander TGB 11 началась модернизация линейки вездеходов. Модельный ряд расширялся в основном исходя из потребностей тех или иных военных подразделений. Одной из модификаций, к примеру, была версия гусеничного типа (206 модель). Поступали заказы и на вездеход с улучшенной проходимостью по воде, варианты, обладающие достаточной вместимостью для перевозки солдат.

Вольво Лапландер с базой 4х4

Конструкция рамы и плавающая подвеска позволяют Вольво Лапландер проходить сложнейшие участки без серьезных усилий.

Главным инженером на тот момент у Вольво значился Нильс Мангус Хартелиус — инженер Volvo, известный по своим разработкам внедорожников. Среди его проектов Volvo Sugga / TP21 (получившим прозвище «поросёнок») и Volvo TPV (внедорожник повышенной комфортности), использовавшихся также в военных целях. Перед ним были поставлены задачи увеличить мощность, грузоподъемность и вместительность. В разработке находились варианты с двух-, трех- и четырехосной конструкцией.

Проект существовал под общим названием «4140». Внедорожники получили современные версии моторов – В20 и В30. Последний представлял собой шестицилиндровый двигатель с объемом 3 литра с мощностью от 135 до 175 л.с. Внедорожнику, для которого больше важен крутящий момент, таких сил оказалось многовато: инженеры доработали двигатель, оставив всего 117 «лошадок» при 4000 1/мин. Увеличилась ширина мостов, слегка изменился дизайн окон.

Свою мощь и твердый характер Вольво Лапландер демонстрировал не раз. Десятки стран, среди которых Латвия, Норвегия, Саудовская Аравия, Нидерланды, Малайзия и многие другие приобретали вездеход не только для военной службы, но и для мирных целей. В 1983 году внедорожный монстр Вольво покорил еще одну вершину, выиграв знаменитое ралли Париж-Дакар среди грузовиков до 10 тонн, вновь доказав свою уникальность.

Совместный выпуск

Вместе с конструкционным обновлением авто выросла и цена. Теперь не каждый заказчик мог позволить себе столь дорогое удовольствие. Решение оказалось простым: запустить производство серию новых машин на основе старых «Щенков». Сил Volvo не хватало для работы на два фронта: производство С303 требовало больших затрат.

Ещё по теме:   Легендарные американские грузовики: фото и видео

Лицензию купил венгерский производитель Hungarocamion. Модель маркировалась как С202an. Старт продаж пришелся на 1977 год, но спрос на автомобили не оправдал ожиданий: к тому времени конкуренция выросла значительно — Лапландер опоздал. Производство просуществовало всего 5 лет, и было закрыто в 1981 году. Шведские Вольво 303 Лапландер выпускались до 1984 года включительно.

Внешняя скромность скрывает твердый характер Вольво Лапландер

За неказистой внешностью Вольво Лапландер скрывается настоящий северный характер.

Между тем, спрос на подержанных «лапландцев» неуклонно рос. Это касалось как шведских, так и венгерских 202-х машин, у которых со временем был обнаружен технический недостаток. Задний мост C202 выпускался без тормоза дифференциала, вследствие чего возникали поломки заднего моста и распределительной коробки. Однако ни технические нюансы, ни высокая цена не смущали потенциальных владельцев Лапландера – автомобиль уже имел статус легенды, стоял в одном ряду с Unimog и Steyr Puch Pinzgauer. Словом…

Наши дни

Конструктор на основе Volvo Laplander

Какие только модификации не собирают любители офф-роуд: на фото «буханка» с мостами от Вольво Лапландер.

Вольво Лапландер до сих пор можно встретить в европейских странах. С одинаковым успехом он справляется как с военными задачами, так и помогает в мирное время на гражданской службе. Заслужил вездеход и настоящее народное признание среди заядлых охотников и любителей экстремального бездорожья. В России редкий «офф-роудщик» не мечтает сменить «буханку» на грозного Лапландера.

Купить авто в наше время не так просто, как кажется: цена на машину слишком высока. Часто бывают проблемы с таможней, ввозной сбор на которой составляет немалую часть от стоимости автомобиля. Любителями заказываются как кузова, так и мосты отдельно, стоимость которых порядка 300 тысяч рублей. На отечественных дорогах встречаются порой удивительные конструкторские версии: отечественные внедорожники на лапландеровских мостах, версии с дизелем, модели С202, поставленные на мосты от военных УАЗиков.

  1. Mr.Fix

    На фото — УАЗ Буханка с мостом — «колхозом»…

Добавить комментарий