Zetros: там, где нет дорог

Мерседес Zetros, модель 2733

Казалось бы – зачем автомобилю красота? Тем более немецкому. Zetros 2733a – стильный внедорожник, доказывающий обратное.

2008 год для немецкого концерна Daimler-Benz стал настоящим прорывом в «крупнокалиберном» автомобилестроении. На французской выставке Eurosatory была представлена новая внедорожная модель Zetros. Главная задача представляемой новинки – показ исключительных характеристик проходимости и выносливости. Интересно и то, что выставка Eurosatory, проводимая с 1992 года, специализируется на оборонной промышленности и специальном транспорте.

Таким образом Daimler-Benz продемонстрировал всю серьезность возлагаемых на новый автомобиль надежд. И не зря! На сегодняшний день можно смело утверждать, что этот мощнейший внедорожник является лучшим из лучших в своем деле. Что же позволило Mercedes Zetros стать самым желанным автомобилем для водителей всей планеты?

Мерседес Zetros: история с продолжением

Zetros – не первый внедорожник в стройных немецких рядах Мерседес. С 40-х годов прошлого столетия, постоянно обновляясь и хорошея, сходит с конвейеров культовый автомобиль-вездеход Unimog. Чем только ни знаменит этот компактный грузовик, начинавший свою историю как трактор. Да и сейчас, особенно востребован он на службе у коммунальных городских служб.

Являясь, по сути, старшим братом Унимогу, Мерседес Zetros ставит перед собой задачи несколько иные. Крупногабаритный и мощный, он предназначен для особо экстремальных ситуаций. Основное его распространение –  в качестве военного или спасательного внедорожника. Кроме того, автомобиль позиционируется как строительная техника – на ум сразу приходят такие масштабные стройки как советская БАМ.

Mercedes Bens Zetros - универсал, не боящийся любой работы

Удивительно, но вездеход Zetros на фермерском поприще чувствует себя вполне комфортно – вот что значит продолжение традиций, начатых Унимогом.

Самосвалы там тоже были немецкие, правда, марки Magirus-Deutz, известной своими дизельными моторами с воздушным охлаждением. Нынешний же Zetros в России, с ее сложными условиями, знаком и любим. Основными же сферами применения внедорожника можно назвать:

  • Энергетическая промышленность, строительство;
  • Спасательные и чрезвычайные службы (пожарные части);
  • Военные подразделения;
  • Грузоперевозки как техники, так и людей;
  • Геологическая разведка, работа на карьерах;
  • Используется как шасси для дополнительных надстроек и специального навесного оборудования.

Характеристики модельных рядов Zetros

Несмотря на ближайшее родство с Унимогом, автомобиль имеет принципиальные конструктивные различия. Во-первых, капотная компоновка, облегчающая доступ к внутренним системам вездехода и значительно облегчающая ремонт. Расположение кабины позади двигателя позволяет водителю испытывать меньший стресс, являясь более безопасной и позволяющей полностью контролировать процесс вождения. Во-вторых значительно увеличенные габариты.

При этом, в плане функциональности автомобиль ничуть не уступает своему собрату. Грузовик вышел в 2009 году в двух исполнениях. Наиболее крупный – Mercedes Zetros 2733. При массе 28 тонн, он имеет колесную базу 4750 мм+ 1450 мм. Грузоподъемность – 16,5 тонн. Привод у 2733 полный – шесть ведущих колес (6х6). Стандартная платформа – более 6 метров.

Несмотря на крупный размер радиус разворота у автомобиля приемлемый – 11,4 метров. Кроме того, автомобилю не нужны дороги. Двигаться он может и по бродам, глубиной до 1,11 метров (в базовой версии машины до 800 мм). Одна из немаловажных особенностей – преодоление практически вертикальных препятствия, уклоном более 80 градусов. Здесь, конечно, надо отметить, что многие наработки взяты от конструкции Унимогов, но при этом  Zetros остается уникальным автомобилем.

Оценить габариты Zetros 6x6 можно по этой схеме

Вместительная бортовая платформа Мерседес Zetros, превышающая шесть метров, позволит разместить груз большого объема без сложностей. В таком кузове возможна перевозка рабочих вахты или военнослужащих.

Силовые системы и технические особенности Zetros 6х6

Сборка и производство Zetros проходит в немецком городе Верте. Там же машины получают главную деталь – мотор. На Zetros 6×6 устанавливается 7,2-литровый дизельный двигатель.  Четырехтактный мотор с шестью цилиндрами имеет прямой впрыск и мощность 326 л.с., что в сравнении с классическим Унимогом мощнее на сотню “лошадок”.

Ещё по теме:   Универсальный тягач Кенворт T800 – гордость американского автопрома

Крутящий момент уже на значениях от 1200 об/мин достигает 1300 Нм – конкурировать с такими показателями весьма непросто. Управляет “сердцем” автомобиля электронная система BlueTec. Маркировка “А” на автомобиле (2733A) говорит о том, что двигатель имеет турбонаддув. Двигатели этой серии начали применять с 2000-х годов, увидеть их можно на уборочной технике и тяжелом грузовом транспорте. Экологические нормативы соответствуют от Euro-3 до Euro-5.

Инновационные двигатели Bluetec впервые были представлены в 2006 году на Международном автомобильной салоне, проходящем в Северной Америке. Мотор показали на мерседесовском кроссовере класса GL. Суть системы BlueTec в контроле над отработанным топливом и продуктов горения, а именно оксида и диоксида азота. Адсорбенты азотных соединений, окислительные каталитические нейтрализаторы и специальные сажевые фильтры составляют основу системы. Двигатели BlueTec вошли в десятку лучших двигателей года в 2007 и 2008 годах по версии американского журнала Ward’s AutoWorld.

Zetros 4х4: особенности компактной модели

От старшего по серии компактный 4х4 отличается, прежде всего, габаритными размерами. При ширине 2,53 метра и высоте чуть ниже трех метров, автомобиль короче версии 6х6 примерно на 1,1 метра. При этом внутреннее содержание, а именно двигатель и трансмиссия, также как и подвеска, идентичны на обеих версиях. Фактически этот автомобиль разработан под военные нужды. Компактность в военном деле важна: машину можно легко доставить в месту дислокации на небольших самолетах.

Конструкция и управление Мерседес Zetros

Создавая свой идеальный внедорожник, конструкторы Мерседес во многом шли уже по разведанному пути. Это касается трансмиссии и конструкции шасси. За основу были взяты два хорошо известных в России автомобиля: Мерседес Actros и Мерседес Axor. Работая в сложных климатических и дорожных условиях, эти два тягача неплохо зарекомендовали себя, что позволило использовать уже имеющийся опыт. В качестве основной трансмиссии предлагается гидравлико-пневматическая механическая коробка с синхронизатором, имеющая в активе 9 передач: семь основных, задний ход и одна “ползучая” передача.

Тест-драйв Zetros

Передаточные числа такой КПП – 14,57 (1- 14,57). Есть и полноценный “автомат” от Alisson (модель 3000SP/PR) – шесть скоростей, передаточные числа на коробке – 5,57. Обратить внимание стоит на раздаточную коробку. Модель VG 1700 представляет собой трехваловую систему для постоянного полного привода с блокировкой межосевых дифференциалов и передаточным числом на 20% короче, чем у Actros (1,690 против 1,403 на бездорожье). Внедорожная передача с числом 1,690 делает возможным выдерживать максимально низкие скорости на крутых спусках.

Ещё по теме:   ТАТРА 815 - универсальность и надежность

Хребет Zetros’a

Преимуществ у Зетроса много, но главное – конструкция рамы и подвески. Зачем придумывать новое, когда есть проверенные даже не годами, а уже десятилетиями наработки? Так же мыслили и немецкие конструкторы. Лучшее и проверенное было позаимствовано как у Унимога, новое и креативное – у новых тягачей. В итоге автомобиль получил рессорную подвеску и раму торсионного типа устойчивую к скручиванию. Среди компонентов подвески и ходовой можно перечислить:

  • Приводные блокируемые мосты имеют планетарные конечные передачи выносного типа;
  • Подвеска полностью зависимая;
  • Лестничная конструкция рамы;
  • Есть задняя противопоткатная защита;
  • Для увеличения дорожного просвета установлены боковые редукторы;
  • Тормозная система барабанного типа;
  • Колеса у автомобиля одинарные.

Внимание к деталям: кабина и дополнительные характеристики Zetros

Конструкция получилась надежная, в той мере, в какой и простая. Отдельно стоит упомянуть и защищенность автомобиля от различных испытаний в пути. Так мотор и радиатор защищает лист 5-мм стали, фары оснащены решетками. Также вездеход возможно оснастить различного рода броней для защиты от мин и прочих опасностей. За безопасность водителя в большей степени отвечает полутораметровый капот: при наезде на мину передним колесом вероятность того, что пассажиры не пострадают очень велика.

Кроме того, конструкция капота улучшает развесовку по осям, а его наклон позволяет иметь быстрый доступ к внутренним агрегатам машины. Капот полностью съемный, что может помочь в ремонте, а его конструкция прочная – на него можно вставать для доступа к лобовому стеклу. Бампер стальной, состоит из четырех частей: опять же для простоты в обслуживании и ремонте. Как отмечают в самом Мерседесе, главной задачей было сделать экономически недорогой автомобиль, при этом сделав дизайн лаконичным, а конструкцию прочнейшей.

Кабина Mercedes Bens Zetros имеет отделку на уровне с новенькими тягачами - попыток сэкономить не просматривается

Фото кабины Zetros наглядно демонстрирует – тесно не будет. Широкие окна, свободный простор, удобные поручни для входа в кабину – комфорт обеспечен достойно.

Кабина у автомобиля достаточно широкая – за сидениями от потолка до пола остается порядка полутора тысяч литров объема. Кабина рассчитана на двух человек, но с возможностью посадки третьего. На крыше имеется огромный люк, видимо, для чрезвычайных дорожных ситуаций. Ступеней предусмотрено две, сконструированы они таким образом чтобы удобно заходить в условиях, когда полностью дверь открыть не получится.

Среди дополнительных предложений – пневматические сидения. Увы, в базовой комплектации их нет. Отделка возможна как тканевая, так и из кожаных материалов и их заменителей. Функционал и большинство систем (приборная панель, системы контроля и управления автомобиля) заимствованы у тягачей серии Axor.

При этом, также по аналогии с магистральными тягачами стоит и скоростное ограничение – не более 90 км/час. Последнее можно демонтировать, что и делается по просьбе различных служб, использующих авто в чрезвычайных ситуациях быстрого реагирования. Экономическая выгода данного грузовика заключается не только в его сравнительно небольшой цене. Ремонт и обслуживание Zetros от Мерседес упрощается ввиду того что запчасти и внутреннее содержание автомобиля идентично с тягачами Axor, выпуск которых носит массовый характер.

Фотогалерея внедорожников Zetros:

Суровое бездорожье и постоянный экстрим составляют далеко не всю жизнь Mercedes Zetros. Машины прекрасно подходят для переделки в комфортабельные автодома (в Германии это обычное дело). Здесь и вместительная кабина пригодилась. Кроме того, к грузовику можно присоединять специальные прицепы для перевозки ценных животных (для зоопарков и скачек). И если про классику жанра, Унимог, можно сказать “Один за всех”, то к современному и мощному Зетросу однозначно подойдет “Мастер на все руки”.