В промежутке между выходом известного всем водителям Приказом Минтранса No 36 от 13.02.2013 и Приказом Правительства РФ No 348 от 02.12.2015 произошло ещё одно значимое событие. Первый Приказ обязывал при первой установке тахографа на автомобиль использовать только модели со средством криптографической защиты информации (СКЗИ). Понадобилось всего два года, чтобы своим Приказом правительство запретило использовать с 01.07.2016 тахографы без СКЗИ. Так вот, третьим, промежуточным событием и стало появление в феврале 2014 года новой версии тахографа АТОЛ Drive 5. Он сразу был замечен ФБУ Росавтотранс и внесён в список «приближённых» к грузовым автомобилям на территории РФ.
Многие функции тахографа АТОЛ Drive 5 с СКЗИ являются стандартными – ежесекундная регистрация скорости движения, фиксирование данных о пройденном пути, времени работы, стоянке и отдыхе водителя, длительность рабочей смены. А также запись в памяти криптографического модуля (НКМ) о всех нарушениях в работе электрооборудования, подключённого к тахографу. Кроме этого, все тахографы фиксируют информацию о картах, проверке и выгрузке данных. USB порты, К-line и CAN шины тоже не диковинка, а стандартный набор для самописцев.

Многие функции тахографа АТОЛ Drive 5 с СКЗИ являются стандартными – ежесекундная регистрация скорости движения, фиксирование данных о пройденном пути, времени работы, стоянке и отдыхе водителя, длительность рабочей смены
Отдельно стоит упомянуть и оборудование, которое устанавливается и работает совместно с тахографами. Это системный навигационный модуль ГЛОНАСС/GPS. За несколько лет применения цифровых самописцев опытным путём было определено идеальное место для установки антенны навигации. Как ни странно, но это место расположено не под приборной панелью. Оптимальное считывание сигнала о местоположении автомобиля происходит, если антенна установлена в верхней части кабины.
Технические характеристики АТОЛ Drive 5
Приведённая ниже таблица технических характеристик самописца фирмы АТОЛ наглядно демонстрирует типичные показатели и новшества, применённые в модели Drive 5.
Таблица
Параметр | Описание |
Место расположения | гнездо 1DIN (ISO 7736) |
СКЗИ | встраиваемый НКМ-модуль |
Минимальное время хранения записи | 365 дней |
Фиксированный пробег | 0 – 9 999 999,9 км |
Допустимая погрешность измерения пробега | 0,1 км |
Отображаемая скорость | 0 – 250 км/ч |
Погрешность отображения скорости | 1 км/ч |
Время запаздывания высвечивания индикации на экране | 1 сек |
Экран | LED, 128×32, графический монохромный |
Подсветка | 10 цветов, RGB |
Клавиши управления | 6 |
Слоты | 2 |
Бумага | 58 мм, термохимическая |
Печать отчётов, скорость | 50 мм/сек |
Разбег рабочей температуры | -40°С/+70°С |
Максимально допустимая влажность воздуха | 97% |
Рабочее напряжение | 8 – 36 В |
Ток потребления (при подключении 24В) | без печати 0,1 А, оптимально 3 А |
Внешние размеры | 180x188x58 мм |
Гарантийный срок эксплуатации | 3 года |
Вес | 1,1 кг |
Конечно, российский производитель не собирался никого удивлять, разрабатывая свою модель для установки в штатное гнездо для автомагнитолы. Тем не менее этот параметр позволяет рассматривать Атол Drive 5 как приемлемый вариант для многих отечественных и зарубежных грузовиков. Малых и больших.

Российский производитель не собирался никого удивлять, разрабатывая свою модель для установки в штатное гнездо для автомагнитолы
Порадовало и максимальное значение скорости, фиксируемое тахографом – 250 км/ч. И максимальное значение относительной влажности воздуха, при которой прибор будет сохранять рабочие параметры – 97%. Практически дождь. Внешнее восприятие водителем постороннего предмета в зоне видимости во время вождения сказывается на его усталости и самочувствии. Этот нюанс тоже постарались учесть разработчики. Как следствие, у водителей есть возможность настроить дисплей на любой из десяти цветов подсветки экрана.
Преимущества новых АТОЛ технологий
Ещё одним отличительным новшество Drive 5 является скорость печати отчётов – 50 мм/сек. Это самый лучший показатель среди аналогичных устройств. Причём головка принтера рассчитана на сто километров отчётов. Морозоустойчивое печатающее устройство самописца может тиражировать информацию при температуре от -30°С до +70°. Практически синхронно с работой самого тахографа.

Ещё одним отличительным новшество Drive 5 является скорость печати отчётов – 50 мм/сек.
В новом Атоле используется Правило Одной Минуты, а что это значит, понятно не всегда. В более ранних версиях самописцев первые пять секунд, от 1 до 5, учитывались как все 60. Остановка, обед, отдых – без разницы. Вот и улетали минуты в никуда. АТОЛ считывает параметры в реальном времени и минуты «щёлкают» по прошествии 60-ти секунд, а не пяти первых как раньше.
Удобное пользование новым тахографом Атол заключается не только в доступе к четырём рабочим режимам с помощью шести клавиш. Пользователи подтверждают заявленную производителем лёгкость управления меню даже во время движения. Дополнительный контакт можно установить и с датчиками уровня топлива и масла.
GPRS контакт посредством двух SIM карточек разных операторов – это ещё одна удобная новинка от АТОЛ. Было бы несправедливым не упомянуть возможность интегрирования в тахограф дополнительных модулей. В частности, навигационный модуль МТ-700 ATOL StdOpen. С его помощью информация о стоянке, местонахождении в пути, скорости и другие параметры могут передаваться в режиме реального времени. Под него разработано и ПО с защищёнными протоколами.

Пользователи подтверждают заявленную производителем лёгкость управления меню даже во время движения
Отдельный отсек для СКЗИ Drive 5 – не новшество, внедрённое московской фирмой производителем. А вот, вынесенный вперёд отсек для батареек питания – это «фишка». Для замены элементов питания самописца теперь не требуется полностью вытаскивать его из шахты, а тем более разбирать корпус.
Оказывается, иногда полезно затормозить, чтобы осмотреться и срезать путь! Именно так поступили и с выпуском АТОЛ Drive 5. Слегка задержались с выпуском новинки, зато оценили технические характеристики конкурентов и совершили скачок вперёд.
Установка и подключение АТОЛ Drive 5
Установить тахограф последнего поколения, каким является АТОЛ Drive 5, не составляет особых сложностей. Тем более что эта процедура за несколько лет уже обкатана мастерскими. Тахограф как паук распределяет свои щупальца на бортовой аккумулятор, выносную антенну навигационного модуля ГЛОНАСС/GPS и считывающих датчиков. Такими как датчик ABS, аналоговый или цифровой датчики движения. Все места подсоединений оснащаются пломбами и несъемными наклейками, чтобы предотвратить несанкционированный демонтаж или вмешательство в работу прибора.

Установить тахограф последнего поколения, каким является АТОЛ Drive 5, не составляет особых сложностей.
Единственный нюанс – установка самописца, активация блока СКЗИ (или НКМ) и калибровка тахометров возможна исключительно на сервисных пунктах, включённых Росавтотрансом в специальный перечень. Мастера – проинструктированы, обязанности – строго регламентированы, пломбы – пронумерованы, ответственность – определена. Внедрено порядка 11 перечней сведений о мастерских, картах, моделей СКЗИ и образцов тахографов. В этом отношении ФБУ на все 100% отрабатывает положения 14 нормативных документов по установке и контролю за эксплуатацией самописце.
Регламентирован даже процесс получения карт водителей и предприятий на три года, а мастерских – на один год. Мастера должны чётко соблюдать схему подключения АТОЛ Drive 5 согласно инструкции производителя. Она прилагается к каждому устройству, хотя есть возможность ознакомиться с ней и с помощью интернет.
«Подкрутки» и «подмотки» последней разработки
Тахограф никоим образом не должен вмешиваться в работу приборов и агрегатов автомобиля, тем более воздействовать на них. Он должен только «подглядывать» и «передавать, куда следует». Как раз этот факт и раздражает некоторых водителей, которые стараются перехитрить симбиоз электроники и механики. Подобные стремления трактуются как манипуляции и влекут за собой административное наказание. Но, как говорится, смекалку в карман не положишь.
Поэтому и хочется сказать несколько слов о «подмотках», и «подкрутках».
- Увеличить пробег во время стоянки или движения автомобиля может генератор, имитирующий импульсы. Данное устройство берёт питание от прикуривателя и подсоединяется к импульсному кабелю тахографа Атол Drive Сгенерированные разночастотные импульсы, искажающие показания датчиков движения, подаются на самописец и сопряжённые с ним устройства. Тахограф записывает их в памяти в виде чередующихся показаний набора и снижения скорости. Импульс, имитирующий работу датчика движения, и есть подмотка дополнительного километража.
- Увеличить пробег предлагается, подключив в цепь дополнительный датчик движения. Опломбированный датчик не будет посылать сигналы на тахограф, а якобы стоящий автомобиль сможет сделать пару «нужных» ходок.
- Самый «универсальная моталка или подмотка – магнит. Он устанавливается на коробку рядом с датчиком движения и «корректирует» его работу. Электромагнитное воздействие на датчик может оказывать и якобы «штатное» оборудование, установленное рядом с датчиком движения. Оно такое же грязное, как и всё вокруг, поэтому при проверке на него можно не обратить внимание. Однако намагниченная поверхность сразу выявляет манипуляцию.
Все эти технические «хитрости» даже описаны в инструкции к тахографу АТОЛ и не являются чем-то тайным. А, значит, и методы их обнаружения тоже совершенствуются.
Определение неисправностей
В инструкции к прибору производитель дал подробное описание устройств, которые можно охарактеризовать как «моталка» или «подмотка» тахографа. Разработчики выпустили прибор с опозданием и у них было время на изучение того, как работает моталка. Соответствующие рекомендации по выявлению неисправности при прочтении распечатки тахографа были разосланы по сертифицированным мастерским. Программа самописца ведет отслеживание всех событий в реальном времени. Если моталка и согласовывает показания скорость с пробегом, то на встроенный таймер она никак не повлияет и манипуляцию будет видно на графике движения.
Проверить показания скорости и пути по дополнительному кабелю, выявив расхождение данных, для мастерских не проблема. Совместить показания ГЛОНАС с отчетом прибора об отдыхе – тоже. Магнитное или электромагнитное вмешательство тоже определяется, используя скандинавское диагностическое оборудование от Вольво или Скания, если простой скрепки будет недостаточно. Как бы ни рекламировали датчик, имитирующий движения, или импульсные генераторы, выявить, что на автомобиле установлена моталка, подмотка или подкрутка не составляет труда.
Расшифровка манипуляций осуществляется самописцем автоматически.
- 03 – время записи и внутренне «атоловское» время не совпадают;
- 09 – сбой информации о передвижении;
- 17, 23, 24, 33, 34, 36, 37 – трактуется как нарушение работы датчика движения и целостности устройства.
Сами видите, что программа ведет ежесекундное отслеживание любых каждого события. Неисправности и подозрительные процессы выводятся не только на распечатки. Расшифровка отчетов продолжается и после выгрузки данных. АТОЛ разработал отдельные инструкции для инспекционного и тахографического контроля. Так что, лишний раз подумайте, нужна вам подмотка или нет.
Отзывы водителей об АТОЛ Drive 5
Можно сказать, что у большинства пользователей тахографа АТОЛ Drive 5 не возникает проблем с прибором. В основном нарекания поступают на дополнительное оборудование. Например, датчики скорости или несоответствие должному сервисному обслуживанию со стороны сервисов. Человеческий фактор. Но система производитель-консультант – конечный потребитель работает исправно. Производитель легко идёт на контакт и учитывает опыт мастерских в устранении неполадок, особенно, пока действует гарантийный срок.
Большинство проблем связано с применением технологии выгрузки данных с карты водителя и из памяти устройства на смартфон. Версия АТОЛ Drive Smart очень удобная, да вот программное обеспечение Виалон и идентификация файлов доставляет некоторых хлопот. Но это всё решаемо. Опять-таки с помощью поддержки производителя.
Хотя тахограф АТОЛ Drive5 рекомендуется использовать только на территории РФ, довольно много автовладельцев хотят купить новый российский продукт. Тем более что цена около 33 тысяч рублей вполне конкурентоспособная.