Товароснабжение – это обязательная часть коммерческой деятельности любой компании, которая налаживает экономические, организационные и правовые отношения между поставщиками, а также предприятиями-потребителями.
В транспортировке от вида транспорта зависит не только своевременность доставки, но и сохранность товара, а также объем затрат на перевозку, которые в отдельных случаях превышают себестоимость доставляемого товара.
Первостепенным условием успешной коммерческой деятельности остается высокая оперативность, стабильность и надежность доставки товара из пункта производства в пункт назначения.
Развивается и международная торговля, которая ставит свои требования перевозчикам – минимальные затраты, максимальная сохранность груза, адекватный и доступный транспорт, своевременность доставки.
Договор на перевозку груза
Может быть, вы ищете Договор перевозки груза (Гражданский кодекс Часть 2, Глава 40. Перевозка (ст. 784-800).
Договор на перевозку груза подразумевает, то перевозчик обязуется доставить вверенный ему товар к пункту назначения, а затем выдать его уполномоченному лицу. Отправитель обязан оплатить услуги перевозчика по заранее оговоренному тарифу.
Официальными сторонами договора являются грузоперевозчик, грузоотправитель и грузополучатель. У каждой стороны есть свои обязанности и доля ответственности, которые должны быть оговорены в тексте заключенного ими договора. Как правило, регулированию подлежат такие вопросы, как погрузка товара (ответственность за это может лежать как на грузоотправителе, так и на грузоперевозчике), непосредственно транспортировка товара (ответственность за которую несет на себе грузоперевозчик), получение и разгрузка товара, которая может осуществляться как силами грузополучателя, так и силами грузоперевозчика.
Чем больше обязанностей у грузоперевозчика, тем выше его риск, соответственно, оплата услуг больше. При этом, стоит отметить, что ответственность за правильное составление договора лежит на грузоотправителе, который должен учесть все нюансы транспортировки, предусмотреть возникновение форс-мажорных ситуаций, а также оговорить возможные штрафы и санкции за нарушение условий договора.
Вид договора о транспортировке зависит от вида используемого транспорта: железнодорожный, морской, речной, автотранспортный, воздушный и т.д. В роли перевозчиков выступают юридические лица или, иными словами, автотранспортные, железнодорожные, пароходные компании.
Каждый вид перевозки должен регулироваться специально разработанными нормативными актами. Классифицируют договоры еще и исходя из того, сколько транспортных предприятий будут участвовать в процессе транспортировки: местные, прямые, непрямые и смешанные перевозки.
Процесс перевозки должен быть задокументирован в накладной – там содержатся все существенный условия договора, а также характеристика перевозимого товара. Накладная оформляется и заполняется грузоотправителем, а затем вручается грузоперевозчику.
Согласно с условиями стандартного договора, грузоперевозчик должен доставить груз в целостности и сохранности, и передать его уполномоченному лицу. Если же в результате перевозки груз был утрачен (поврежден или испорчен), грузоперевозчик обязан возместить возникшие в результате этого убытки. То же самое касается и срока доставки груза – если получатель не получил свой товар вовремя, грузоотправитель обязан возместить ему полученный ущерб.
Срок доставки зависит от вида транспорта, а также от расстояния между пунктом отправления и пунктом назначения. После того как груз доставлен получателю, последний обязан проверить его сохранность, а именно: наличие и целостность пломб, исправность, и соответствие товара указанной в накладной характеристике. Если в результате проверки было обнаружено несоответствие каким-либо данным или нарушение условий транспортировки, грузополучатель обязан потребовать составить коммерческий акт, в котором будут задокументированы все его претензии к грузоотправителю, либо к грузоперевозчику. Коммерческий акт составляется и в том случае. Если скоропортящийся товар прибыл с опозданием.
Грузоотправитель не имеет права предъявлять свои претензии по отношению к полученному грузу после того, как последний был забран у грузоперевозчика, а накладная была подписана.
Если в процессе приема груза участвовал эксперт, то этот факт должен быть указан в коммерческом акте.