В мае 1981 года белорусские конструкторы представили первый грузовик серии МАЗ 5432. В качестве силового агрегат используется двигатель ЯМЗ-238 Ф V8 (14,86 л, мощность – 280 конских сил). Грузоподъемность автомобиля составила порядка 20 тонн, а его полная масса 30-34 т (в автопоезде). От предшественников новинка отличалась просторной кабиной с увеличенным спальником, оснащением, внедрением поперечного стабилизатора во фронтальной подвеске.
Кабина
Салон тягача просторный, рассчитан на водителя и пассажира. Кабина МАЗ 5432 на рессорах может откидываться при помощи гидроцилиндра. На некоторых модификациях она оснащена дополнительными амортизаторами, предназначенными для стабилизации при езде на неровных дорогах. Водительское кресло на рессорах, регулируется под индивидуальные ростовые и весовые показатели человека.
Два спальных местах размещены за сидениями. Дополнительный приток воздуха обеспечивает откидной люк на крыше кабины. На приборной панели установлено большое количество датчиков, контрольных индикаторов, сигнализаторов, что облегчает контроль состояния машины. В этой серии грузовиков именно конструкция кабины считается прорывом в обеспечении максимального комфорта водителя.
Модификации
На базе рассматриваемого тягача было выпущено рекордное число модификаций СуперМАЗа.
Версия МАЗ 54323 с колесной формулой 4*2 получила дизельный мотор с турбинным усилением ЯМЗ-238Б. V-образный двигатель оснащен 8 цилиндрами (рабочий объем – 14 865 куб.см, мощность – 330 конских сил, обороты – 2 тыс. /мин). Запуск мотора облегчает электрическое факельное приспособление. Присутствует сухой фильтрующий элемент с контроллером засоренности и мультирежимный регулятор частоты вращения. Подкачивает горючее насос низкого давления.

Тягач комплектуется двухдисковым сцеплением с механическим приводом, пружинами периферийного типа и пневмоусилителем. КПП МАЗ 5432 3 имеет 4 ступени, демультипликатор, 8 передних и 2 задних скорости. Переключение передач осуществляется посредством телескопического привода, вмонтированного в КПП. Важную функцию трансмиссии выполняет задний мост с бездисковыми колесами.
Рессорная подвеска с продольными полуэллипсами комплектуется фронтальными и задними амортизаторами устойчивости грузовика. Барабанные тормоза взаимодействуют с двухконтурным пневматическим приводом. Сзади камеры размещены энергоаккумуляторы пружинного типа. Стояночный тормоз представляет собой конструкцию с воздушным замедлителем силового агрегата, а специальный предохранитель препятствует промерзанию конденсата.
Другие модификации МАЗ 5432
Среди прочих вариантов рассматриваемой версии, имеются следующие модификации:
- МАЗ 543205. Основные обновления затронули седельно-сцепное устройство (его высота стала варьироваться от 1,29 до 1,4 м) и силовой агрегат (стал соответствовать Евро 2). Незначительно изменился расход топлива на 100 км. У обновленной модели он составил 31 л при скорости 60-80 км/ч;
- Серия 543208 – вариант с усовершенствованным мотором ЯМЗ, мощностью 400 лошадок;
- Совмещенная версия белорусского тягача и силового агрегата MAN (КПП – 16 ступеней, мощность двигателя – 360 л. с);
- МАЗ 5432С – модель разработана для участия в кольцевых гонках (мощность – 700-1300 конских сил).
Технические характеристики МАЗ 54323
Основные технические характеристики седельного тягача выведены в таблицу:
МАЗ 54323
Тип мотора | ЯМЗ-2386, мощность – 300 л. с |
КПП | ЯМЗ-238А (8 ступ.) |
Подвеска | Рессорного типа |
Шины | 11.00R20 (300R 508) |
Расход топлива (л/км) | 32/100 (при скорости 60-70 км/ч) |
Мах. Скорость (км/ч) | 100 |
Объем топливного бака (л) | 300 |
В следующей таблице представлены прочие характеристики:
Характеристики МАЗ 54323
Длина/ширина/высота (м) | 5,95-5,98/2,5/3,160 |
Колесная база (м) | 3,55 |
Разгона автопоезда до 60 км/ч | 60 секунд |
Тормозной путь (от 60 км/ч) | 37,7 м |
Привод | Задний |
Клиренс (см) | 28 |
Масса авто с оборудованием (т) | 7 |
Вес загруженного автопоезда (т) | 35,6 |

Звуковая сигнализация
Автомобили МАЗ5432 оснащаются двумя типами сигналов:
- Пневматический клаксон размещается на крыше кабины, управляется кнопкой на переключателе справа под рулем. После активации электрического клапана, сжатый воздух поступает в сигнал, после чего высоко и низкочастотный рупор издают громкий звук;
- Электрическая сигнализация состоит из звуков высокого и низкого тона. Активируется он посредством рукоятки на подрулевом контроллере.
Также в системе сигнализации участвует шумовое реле, сообщающее об уменьшении давления и засорении масляного и воздушного фильтров. Ниже приведена схема установки воздушного сигнала и его электрического дублера.

Руководство по эксплуатации
Стоит отметить, что электрическая схема грузовика для всех модификаций стандартная на 254 вольта. Полное устройство седельного тягача доступно изучить в руководстве по эксплуатации и ремонту МАЗ 5432.
Тюнинг
Тюнинг МАЗ 5432 часто заключается в замене изношенных элементов и внешнем оформлении. Ниже приведены некоторые рекомендации по модернизации авто и выдержки из личного опыта владельцев седельного тягача.
Сломанное сидение чиниться следующим образом:
- Вместо родных капроновых роликов устанавливаются выточенные железные аналоги;
- Регулируется рессорный торсион, меняется амортизатор (если он вышел из строя);
- После такой модификации езда намного комфортнее даже по ухабам и проселочным дорогам.
Полурессоры амортизации кабины доступно заменить на КамАЗовский вариант. Для этого потребуется соблюдение следующих этапов:
- Снимается хомут для посадки задней части кабины, замок и рычаг управления;
- С рамы демонтируются кронштейны крепления хомута;
- Прорезав нишу под правый ручной фиксатор, следует подогнать верх опор замка;
- Нижняя часть амортизации монтируется на раму посредством застегивания защелок вместе с фиксаторами рессор на кабину;
- В раме намечаются и просверливаются отверстия для крепления всей конструкции.
После установки обновленной кабины и кресел, поездки стали мягче и комфортнее.
Также специалисты советуют нарастить крышу пластиковым верхом, утеплить кабину, обновить обивку салона на велюровый вариант или кожзаменитель. Дополнительно можно покрасить кабину в оригинальный цвет, если есть желание подчеркнуть индивидуальность.

Каталог отзывов
Ниже приведены отзывы владельцев, которые отметили сильные и слабые стороны МАЗ 5432.
Сергей привел такой комментарий:
«На серии 54323 езжу более 10 лет. К достоинствам отнесу следующее:
- Копеечная цена фильтров дает возможность заправляться, где угодно;
- Все запасные части в свободном доступе;
- Самому можно подремонтировать машину, даже в поле, имея минимальные навыки;
- Адекватные тормоза и надежный движок.
Что касается минусов, они тоже есть:
- Холодная кабина требует дополнительного утепления;
- Слабоватые крестовины;
- Довольно быстро вышла из строя турбина (заменил «чешкой»).
Отзыв Антона из Воронежа:
«Передний бампер состоит из трех элементов, что ослабляет его боковины. Мотор – надежный, сцепление не подводило ни разу, кабина – просторная, удобная. Из недостатков отметил бы слабую печку и недолговечный компрессор. По общим впечатлениям хочется сказать, что МАЗ – машина надежная, неприхотливая, недорогая в ремонте».
В заключение следует отметить – МАЗ 5432 активно эксплуатируется до сих пор, цениться водителями, прежде всего, за слаженную работу силового агрегата и тормозной системы.