Сущность перевозки леса заключается в транспортировке лесо- и пиломатериалов от места их заготовки к заказчику с помощью специальных видов транспорта и техники. В общем процессе лесозаготовки оперативная и своевременная доставка леса является одним из самых важных элементов.
Существуют следующие варианты транспортировки лесоматериалов.
Первый и самый распространенный (больше 80 % от общей доли) – грузовая перевозка леса с помощью специализированной автомобильной техники. Многие транспортные компании могут предложить Вам такой способ транспортировки лесо- и пиломатериалов. Этот способ имеет свои особенности: нужно учесть специальные варианты погрузки и разгрузки леса и, само собой, схемы перевозки. Организации, которые предоставляют услуги по транспортировке леса, реализуют перевозки с помощью специальных технических средств – лесовозов, предназначенных для осуществления работ, связанных с лесохозяйственной промышленностью. Эти машины обладают внушительной грузоподъемностью и приличной проходимостью, что немаловажно для езды по бездорожью.
Обратившись в компанию, занимающуюся перевозкой леса, Вам будет предложено несколько вариантов автопоездов, в зависимости от обработки Вашего груза. Так, для транспортировки уже подготовленных, разделанных бревен, которые сведены к одной длине, используют сортиментовозы. Для перевозки «сырого» материала, совсем не обработанных колод Вам предложат хлыстовоз.
Дерево, перевозимое с пилорам и лесозаготовли, условно разделяется по длине на коротье (до 3 метров) и длинномер (более 3 метров). В зависимости от этого фактора, используются разные автомобили для перевозки. Так, коротье можно перевозить с помощью машин с бортовой платформой, а для длинномера нужны более габаритные автомобили и агрегатные лесовозы с прицепным составом.
Следующим способом перевозки лесо- и пиломатериалов, по популярности занимающим второе место, является железнодорожные транспортировки. Этот вариант не уступает автомобильным перевозкам в эффективности и удобности, но есть достаточно ощутимый недостаток — это достаточно высокая себестоимость (так как окупаемость прямо пропорционально зависит от загруженности вагонов состава). Но, несмотря на этот минус, железнодорожные перевозки остаются одними из самых затребованных в связи с неоспоримыми достоинствами этого способа транспортировки. Так, очевидна независимость железнодорожных лесоперевозок от времени года, сезона, климатических условий, а также возможность осуществлять транспортировку на более длинные дистанции.
Последним, но не менее популярным (особенно в районах с быстроводными и широкими реками) есть третий способ перевозки леса – речной, он же сплавной или водный. Такой вариант доставки древесины является незаменимым в регионах с недостаточно развитой инфраструктурой, малоосвоенных районах, недоступных для железнодорожного и автотранспорта (например, Сибирь в России). Речной способ лесоперевозки подразделяется на виды в зависимости от варианта сплава: молевой, плотовой, котельный, с помощью барж и грузовых судов. При всех достоинствах водного способа транспортировки лесо- и пиломатериалов, он используется только лишь в 40% от всего оборота, так как существенным недостатком данного вида является то, что лес сплавлять можно только в теплые сезоны, когда вода не замерзает и не покрывается льдом.
Итак, подводя итоги относительно лесоперевозок, можно заключить, что все варианты транспортировки древесины актуальны и эффективны в конкретных условиях и следует, наверное, сочетать разные типы доставки леса, чтобы сделать ее быстрой, эффективной и относительно недорогой.