
Перевозка опасных грузов — процедура ответственная, мелочей при её исполнении не бывает, иначе штрафа не избежать.
Стремительное развитие научно-технического прогресса привело к частому использованию опасных материалов и веществ. В сфере перевозок подобных грузов ведется государственный контроль соблюдения норм и правил безопасной доставки отравляющих, взрывающихся и огнеопасных веществ. В случае несоблюдения предписаний предусмотрены штрафы за перевозку опасных грузов (ОГ). Наказания и штрафы регулируется статьёй 12.21.2 КоАП, разъяснение которой можно увидеть на сайте ГИБДД.
Как видно из разъяснения ГИБДД, существует несколько документов, регулирующих перевозку ОГ, но во главе угла находится ДОПОГ, имеющие преимущество перед другими нормативами. Область действия Европейского соглашения не безгранична, и решение суда может отталкиваться от конкретных законов, например от №171-ФЗ (Производство и перевозка спирта и спиртосодержащих напитков) и его многочисленных редакций, требующего наличия лицензии в зависимости от способа перевозки и вида ТС. К реестрам грузов, детонация или утечка которых грозит катастрофой, прилагаются подробные инструкции: как складывать, во что упаковывать, наливать или сыпать, как обозначать на транспортом средстве степень опасности груза и как перевозить. Профессионалы, занимающиеся такими грузоперевозками, обязаны знать подобные документы. Любое нарушение при перевозке опасных грузов должно тщательно отслеживаться, какими бы подготовленными и сведущими ни являлись водители и сопровождающие, в каком бы состоянии ни находились допуски и проездные документы.
Классификация и маркировка опасных грузов
У международного соглашения о перевозке ОГ существует приложение — перечень опасных грузов ООН. Список обновляется ежегодно. К примеру, по новым правилам перевозки бензина и дизельного топлива контейнеру требуется установка не только знак «Легковоспламеняющаяся жидкость» (Класс 3), но и наличие свидетельствующего об опасности груза для окружающей среды знака (рыба и дерево). Опасность для экологии выясняется из паспорта безопасности груза, выдаваемого химической продукции в соответствии с ГОСТ 30333-2007. Приведённые в паспорте данные сравниваются с требованиями из пункта 2.2.9.1.10 ДОПОГ.

ТС, используемые для перевозки опасных грузов, должны иметь две информационные таблицы. Одна из этих таблиц крепится спереди, другая — сзади. Цистерны должны иметь такие же знаки ещё и сбоку.
Класс и категория, указанные в перечне, — основа для разработки конкретных инструкций и правил. Специалисты из Ростехнадзора могут высказаться в духе: «Подобные инструкции написаны кровью». И это факт: большинство указаний и руководств по перевозке опасных грузов было создано по результатам катастроф и бедствий. Требования безопасности являются непреложным законом для любого водителя. В каждую поездку водитель должен брать с собой:
- Как минимум два предупреждающих знака, которые выставляются при остановке;
- Противооткатный упор, соответствующий габаритам и массе транспорта;
- Специальные жилеты яркого цвета и карманные фонари для всех членов экипажа;
- Минимум два огнетушителя – для тушения груза и для локализации огня в транспорте;
- Прочие приспособления и инструменты для безопасной транспортировки груза.
Классификация опасных грузов
Свериться с точной классификацией можно, обратившись к официальной классификацией ДОПОГ. Штрафы за опасный груз КоАП отталкиваются от соответствия ТС указанной в этом списке маркировке, наличия лицензии, путеводного листа и пр. Здесь рассматриваются только общие положения. Все опасные вещества разделены на несколько групп:
- Едкие и коррозийные вещества;
- Взрывчатые материалы;
- Сжатые, сжиженные и растворенные газы;
- Радиоактивные материалы;
- Твердые материалы и жидкости, имеющие тенденцию к воспламенению;
- Окисляющие и органические материалы;
- Вещества, выделяющие воспламеняющие газы при взаимодействии с водой;
- Ядовитые и инфекционные материалы;
- Прочие опасные вещества и материалы.
В зависимости от категории опасного груза подбирается техническое оснащение и определенный вид автомобиля, конструкция которого должна соответствовать всем необходимым требованиям. Приоритет в здесь уже на стороне Ростехнадзора и устанавливаемых им нормативов. К примеру, транспортировка опасных отходов не требует наличия лицензии, если отходы соответствуют критериям ДОПОГ, но для перевозки этого груза необходимо иметь паспорт опасных отходов (приказ Ростехнадхзора № 570). На транспорт должна быть нанесена маркировка. Каждому типу опасного вещества соответствует маркировочный знак: если перевозка груза осуществляется без соблюдения какого-либо из вышеперечисленных пунктов, водитель рискует получить штраф за опасный груз.

Каждому грузу — свой знак. Первая цифра обозначает класс, вторая — уровень и тип опасности.
Наказание и штраф за перевозку опасных грузов
За несоблюдение требований по перевозке опасных грузов, предусмотрена административная ответственность по статье 12.21.2 часть 2 КоАП: различные штрафы и лишение водительских прав на определенные сроки. В России водитель расплатится за подобные нарушения лишением удостоверения на 4-6 месяцев или 2-2.5 тысячами рублей. Сотрудник, ответственный за перевозку грузов, штрафуется на сумму от 15 до 20 тысяч рублей. Юридические лица обязаны выплатить государству от 400 до 500 тысяч рублей. Для перевозки опасных грузов должны быть оформлены необходимые документы:
- Свидетельство о подготовке шофера к перевозке ОГ;
- Допуск транспорта к перевозке опасных грузов;
- Наличие согласованного маршрута перевозки, спец. разрешения и аварийной карточки, отображающей степень опасности груза;
- Транспортно-товарная накладная (ТТН).
Взимать штрафы за перевозку опасных грузов до 2011 года ГИБДД могли за что угодно и с кого угодно, будь это семечки или помидоры. Обжаловать что-то было затруднительно – в правилах по транспортировке опасных грузов было множество противоречий. Ситуация сохранялась вплоть до апреля 2011 г, когда объявили, что опасные грузы в России будут оформляться в соответствии с нормативами ДОПОГ (ADR) – Европейское соглашение о транспортировке опасных грузов международного уровня. Переход на нормы ДОПОГ выровнял многочисленные впадины и ухабы. В определённом смысле опасный груз получил «зелёный свет» как при транспортировке по России, так и при международных перевозках.