Тахограф ШТРИХ-Тахо RUS – не новичок среди бортовых считывающих устройств. Однако с момента его появления на рынке в 2011 году он постоянно отвоевывает свою штатную нишу в кабинах грузовиков самых различных марок. С каждым годом интерес к нему только увеличивается. В чем же кроется секрет его растущей популярности среди компаний автоперевозчиков, водителей и центров сервисного обслуживания? Давайте рассмотрим повнимательнее этот прибор.

Тахограф ШТРИХ Тахо RUS – не новичок среди бортовых считывающих устройств
ООО «НТЦ «Измеритель», будучи структурным подразделением компании «Штрих М», пять лет разрабатывал свой тахограф, постоянно согласовывая его с требованиями и допусками ЕСТР и Приказов Минтранса. Пять лет выпускники МГТУ им. Баумана, коими является большинство разработчиков компании, старались оправдать полученную лицензию на разработку шифровальной техники с использованием криптографических средств.
Собственное производство ООО «НТЦ «Измеритель» использует современное немецкое и японское оборудование. Весь процесс автоматизирован. Контроль качества проходит в три этапа – проверка комплектующих, контроль печатных плат, тестирование готового изделия. Только если автоматизированный контроль подтвердит соответствие параметров норме, конечному продукту присваивается серийный номер. Проверка ОТК и предпродажная подготовка завершают производственный цикл.

Тахо Rus признан в качестве штатного оборудования для конвейерной сборки грузовиков Ивеко.
Российские разработчики реализовали в ШТРИХ-Тахо Rus CAN-протоколы, которые применяют большинство производителей грузовых автомобилей. Поэтому его установка и адаптация к CAN-шине автомобиля не вызывает сложностей у мастерских. Как следствие, Тахо Rus признан в качестве штатного оборудования для конвейерной сборки грузовиков Ивеко.
Все эти небольшие штрихи к портрету тахографа компании ШТРИХ-М говорят о качестве, положенном в систему еще на стадии проектирования самого изделия.
Технические характеристики тахографа с СКЗИ 1500
Основные технические характеристики можно свести в таблицу, собрав воедино все четыре варианта тахографа ШТРИХ-Тахо Rus.
Описание | Параметр |
---|---|
Питающее напряжение | 8–36 В |
Ток потребления | 0,1 А |
Ток потребления во время печати | 3 А макс. |
Мощность потребления | 6 Вт |
Мощность потребления во время печати | 40 ВТ макс. |
Габариты | 188х60х175 мм |
Вес | 1 кг |
Установочное место | 1 DIN гнездо (ISO7736) |
Монитор ЖКИ | графический, монохромный, с подсветкой |
Разрешение монитора | 160х32 точек |
Кнопки управления | 6 |
Слоты для карт | 2 |
Одновременное использование карт | 2 |
Скорость печати термопринтера | 80 мм/сек |
Механизм замены бумаги | Easy Load |
Размеры рулона термобумаги | диаметр 30 мм, ширина 57 мм |
Отображаемый пробег | до 9 999 999 км |
Допустимая погрешность пробега | 0,1 км на 1000 км |
Отображение скорости | до 250 км/ч |
Погрешность регистрации скорости | до 0,5 км/ч |
Регистрация данных | ежесекундная |
Допустимая погрешность времени | 0,05 секунд в сутки |
Штатные интерфейсы | RS-485 – 1, USB – 1, CAN – 2, K-line – 2 |
Интерфейс RS-232 | 1 (ММ*, ПМ**) |
Импульсный цифровой вход | 2 |
Аналоговый вход | 2 (ММ, ПМ), напряжения 0–35 В |
Модем GSM/GPRS | 1 (ММ, ПМ) |
Гнездо для СИМ карты | 1 (ММ, ПМ) |
Кол-во сохраненных. координат без GPRS связи | 150 тысяч точек |
Тревожная кнопка | 1 (ММ, ПМ) |
Выход громкоговорителя | 1 (ПМ), в других моделях как опция |
Вход микрофона | 1 (ПМ), в других моделях как опция |
Вход антенны GPS/ГЛОНАСС | 1 |
Вход антенны GSM | 1 (ММ, ПМ) |
Кол-во СМС в памяти | 50 |
Кол-во знаков в 1 СМС | 70 – кириллица, 140 – латиница |
СКЗИ/НКМ-1 | ИПФШ 467756 001 ТУ |
Начинка СКЗИ/НКМ-1 | Встроенный приемник GPS и акселерометр |
Акселерометр | 1 (ПМ) |
Срок эксплуатации НКМ-1 | 3 года |
Работает при температуре внутри кабины | -40°С…+70°С |
при влажности внутри кабины | 0.93 |
Температура работы дисплея и термопринтера | -20°С…+70°С |
Температура хранения при влажности 85% | -40°С…+70°С (-40°С…+85°С для ММ и ПМ) |
Срок безотказной работы | 26300 часов |
Срок службы | 8 лет |
- ММ* — модель в металлическом корпусе с модемом;
- ПМ** — модель в пластиковом корпусе с модемом.
Установка и схема подключения
Установка и подключение тахографа ШТРИХ-М выполняется авторизованными мастерскими. После подсоединения датчиков скорости на КПП или ABS необходимо подсоединить цветные разъемы к самописцу. Затем подсоединить антенну ГЛОНАСС и вывести ее на панель или другое обзорное место, лишь бы его сигнал не перекрывался металлической поверхностью сверху и спереди. Если модель оснащена модемом, то кроме подсоединения антенны GPRS, необходимо вставить СИМ карту в лоток. Все разъемы находятся на задней панели тахграфа.

Установка и подключение тахографа ШТРИХ М выполняется авторизованными мастерскими.
Детальная схема подключения ШТРИХ-М содержится в инструкции к тахографу. Когда основное подключение тахографа ШТРИХ-М к системам и питанию автомобиля завершено, можно установить его в шахту 1DIN и приступать к его настройке и калибровке.
Калибровка тахографа ШТРИХ происходит либо через программатор, либо через компьютер, на который установлена программа ШТРИХ–М Тахо Мастер, при помощи калибровочного кабеля или блютуз модема. Калибровка при помощи андроидного смартфона с блютуз модемом тоже предусмотрена производителем. Активация происходит после подключения кабеля к разъему на передней панели ШТРИХ-М.

Калибровка тахографа ШТРИХ происходить либо через программатор, либо через компьютер, на который установлена программа ШТРИХ – М Тахо Мастер, при помощи калибровочного кабеля или блютуз модема.
Программа настройки и калибровки ШТРИХ–М Тахо Мастер
Вставив карту мастерской, поэтапно вводятся данные автомобиля, активируется СКЗИ, проводятся замеры протекторов, настраивается CAN шина (при выключенном зажигании!). Правила ЕСТР/Приказ 15 по фиксированию отдыха и труда водителя, показания одометра и данные о максимально разрешенной скорости автомобиля, необходимые для дальнейшего учета пробега и фиксировании превышений скорости, тоже вносятся при калибровке. Если прибор имеет модем, то сразу задается интервал удаленной выгрузки данных.
Программа ШТРИХ–М Тахо Мастер имеет закладку для регистрации данных о блоке СКЗИ – серийный номер, кем и когда выпущен. Сразу же программируется подключение дополнительных измерителей, например, датчики топлива или масла. Особенностью программы Тахо Мастер является возможность настроить тахограф ШТРИХ-Тахо Rus на сигнал от датчика скорости любой конфигурации. Активировать сигналы датчиков скорости и определить их характеристики возможно в автоматическом режиме на движущемся автомобиле.

Вставив карту мастерской, поэтапно вводятся данные автомобиля, активируется СКЗИ, проводятся замеры протекторов, настраивается CAN шина.
Программа настройки и калибровки Тахо Мастер позволяет подключить сразу и опцию модема. Нужно только активировать использование GPRS модема, прописать точку доступа, протоколы, серверы, интервалы, номер телефона диспетчера. Данные об уровне топлива будут поступать к диспетчеру, если этот параметр прописать при настройке GPRS модема в соответствующей закладке программы Тахо Мастер. Настроить модем можно и в меню самого ШТРИХ-М, но в программе делать это удобнее и проще.

Программа настройки и калибровки Тахо Мастер позволяет подключить сразу и опцию модема.
Завершается калибровка сохранением данных, высвобождением карты мастерской из слота прибора, распечаткой отчета о калибровке, выдачей акта и наклеек. Да, процедура занимает время, но мастера авторизованных станций делают это легко и непринужденно.
Эксплуатация Штрих-М
Производитель ООО «НТЦ «Измеритель» уверенно заявляет на всех уровнях, что его детище имеет защиту от манипуляций. Все секреты при этом он не раскрывает, но многое видно из технических характеристик и процесса калибровки. Не будем забывать и о постоянном обновлении программного обеспечения, и о регулярных семинарах с представителями авторизованных мастерских. К тому же блок СКЗИ НКМ-1 имеет встроенный акселерометр. Все это должно послужить темой для раздумий по поводу вмешательств в работу самописца.
Гарантия на прибор предоставляется на 25 месяцев. Хотя этот срок меньше, чем у конкурентов, но это касается больше стратегии менеджмента, чем качества. К тому же производитель предоставляет комплектующие детали для устранения неисправности. Дорога есть дорога и всякое может случиться, в том числе и с тахографом. Неисправности в настройках устраняются повторными калибровками, даже удаленно. А на случай поломки самих деталей самописца предусмотрены комплекты ЗИП из 36 наименований деталей для пластикового и металлического вариантов приборов.

Неисправности в настройках устраняются повторными калибровками, даже удаленно
Инструкция тахографа ШТРИХ-М содержит подробное описание всех циклов эксплуатации. Для водителей работа с тахографом ШТРИХ-Тахо Rus сводится к правильному обращению с картой и регулярным ручным вводом данных о режимах работы, отдыха и готовности. Инструкция по эксплуатации рекомендует начинать движение автомобиля после ввода карты и введения информации о готовности прибора. Пока машина стоит, можно откорректировать режимы после промежутка в управлении автомобилем, чтобы тахограф не посчитал время стоянки как отдых. Медосмотры, погрузки, ремонт относятся к режиму «Работа».
Если следовать инструкции по эксплуатации, то работа с тахографом ШТРИХ-М не занимает много времени. Даже замена термобумаги превращается в элементарную смену рулона в лотке. Еще одни существенный для водителей фактор – яркость экрана автоматически подстраивается под освещенность в кабине.
Программа обработки данных ШТРИХ-Тахо Report
Производитель разработал серию программ для удобства работы со тахографом ШТРИХ-Тахо RUS и снабдил их соответствующими инструкциями.
Программа ШТРИХ-Тахо Report позволяет читать и анализировать данные тахографа после их занесения на сервер. Она предоставляется бесплатно, если предприятие подключилось к мониторинговой системе ШТРИХ-М Транспорт. В других случаях стоимость рассчитывается в зависимости от длительности пользования услугой и количества автомобилей.
Выгрузка данных с помощью карты предприятия, USB-флэшки – это традиционные для тахографов сервисы. Для удаленного скачивания данных через интернет тахограф ШТРИХ-Тахо RUS не требует установки дополнительного оборудования, кроме GPRS модема. Производитель выпускает две модели со встроенным модемом, а две – без него. При наличии сети мобильной связи выгрузка данных происходит в автоматическом режиме.

Программа ШТРИХ-Тахо Report позволяет читать и анализировать данные тахографа после их занесения на сервер.
Главное, не только подать заявку на подключение к сервису удаленной выгрузки данных, но и активизировать эту функцию со стандартным интервалом в 28 дней в настройках тахографа, снабдить его сим-картой с положительным балансом. Удобство этой возможности в том, что водитель может выполнять свои обязанности по заданному маршруту и не заботиться о своевременности выгрузки данных. Настроить программу удаленной выгрузки данных можно с помощью авторизованных автомастерских.
В конце марта 2016 года вышла обновленная версия программы по расшифровке отчетов. Обновления коснулись трех моментов:
- расшифровки отчета по ежесекундному скоростному режиму;
- автоматической передачи всех имеющихся файлов по автомобилю или водителю в формате ddd;
- усовершенствования системы отображения данных, полученных с карт водителя.
Качество, программное обеспечение, оперативность калибровки, простое меню, легкость в эксплуатации, полный контроль над ТС – отличительные особенности тахографа ШТРИХ-М.
Преимущества ШТРИХ-Тахо Rus
Тахограф ШТРИХ-М позволяет контролировать:
- время работы и время отдыха водителя во время рабочей смены, сохраняет их в памяти, отображает на картах водителя, передает на сервер и поддерживает связь с водителем по телефону или через СМС;
- пробег и скорость автомобиля через подключение к цифровым/аналоговым датчикам движения и по приемнику ГЛОНАСС/GPS со встроенным акселерометром, который находится внутри СКЗИ/НКМ;
- местонахождения автомобиля по навигационному модулю ГЛОНАСС/GPS и GPRS модему;
- расход топлива и уровень масла, через цифровые/аналоговые входы, штатный интерфейс RS-485 или RS-232 на моделях с модемом и передавать данные на сервер.

С помощью ШТРИХ Тахо Rus диспетчер и водитель находятся на постоянной связи друг с другом.
С помощью ШТРИХ-Тахо Rus диспетчер и водитель находятся на постоянной связи друг с другом. Они могут обмениваться звонками, СМС сообщениями и даже сигнализировать о нестандартной ситуации по кнопке тревоги. Данные из памяти СКЗИ принимаются страховыми компаниями при рассмотрении вопроса о выплате страховки в случае дорожно-транспортного происшествия.
Купить и установить ШТРИХ-М можно в 406 пунктах по всей России, от Калининграда до Южно-Сахалинска. Цена на тахограф зафиксирована производителем и разделена на две категории. В первую категорию цен попадают модели без модема в металлическом и пластиковом корпусах. Цена на тахограф ШТРИХ со встроенным модемом всего на 2500-3000 рублей дороже. Купить модель с модемом для предприятия обойдется несколько дороже, но полученная от этого выгода будет значительной.
Мазков и красок в нашем портрете тахографа ШТРИХ-Тахо Rus явно недостаточно. Каждый пользователь сможет добавить к нему свои собственные штрихи. Во всяком случае становится очевидно, почему этот прибор допущен к эксплуатации на ТС в РФ и значится в списке под номером 1.