
За жёсткой внешностью Pinzgauer скрыты интересные технические решения: уникальные дифференциалы и хребтовая рама, двухдисковый карданный тормоз связанный с задним дифференциалом и многое другое.
Австрийской породе ломовых лошадей этот легендарный внедорожник обязан именем, деньги на его создание выделила швейцарская армия, а шасси Pinzgauer – результат работы чешских инженеров Ганса Ледвинки и его сына Эриха. Разработчиком вездехода «Пинцгауэр» считается австрийская компания Steyr-Daimler-Puch, многие из конструктивных решений которой до сих пор используются европейскими производителями. Больше 40 лет «Пинцгауэр» состоит на службе европейских и африканских частей ООН. Встретить кладезь нестандартных решений и невероятного запаса прочности можно и на российских дорогах: новое поколение Pinzgauer, купить который можно без пробега по РФ, славится своим неубиваемым шасси и простотой ремонта.
В 1968-м году утилитарная направленность трансмиссии значительно облегчила жизнь Эриху Ледвинке, взявшего за основу собственную разработку – небольшой вездеход Haflinger – и чертежи отца 20-летней давности. Сегодня на основе модульной конструкции Pinzgauer создаются вездеходы и грузовики любой направленности. Многоцелевой характер применённых Steyr Puch в Pinzgauer решений перекликается с машинами Tatra, также имеющими качающиеся полуоси и хребтовую раму. Связано это родственностью компаний в самом буквальном смысле, но есть в совпадении и подтекст, ещё раз подчёркивающий грузовую направленность вездехода.

Оригинальный дифференциал Pinzgauer, позволяющий полуосям, за счёт скольжения (проката) по шестерне, поворачиваться при ходе подвески без участия шарнира.
Steyr Puch Pinzgauer 1971–1986 гг
В мае 71-го первые, двухосные вездеходы (Pinzgauer 710) уже поступили на службу армии Швейцарии, а спустя год к ним присоединились грузовики на трёхосном шасси (Pinzgauer 712). Команде Эриха не пришлось утруждать себя проектированием новой базы: независимые подвески и трубчатая конструкция шасси позволяли просто прилепить заднюю ось, а при желании продолжить усовершенствование добавлением новых осей, гребного и винта и всего, что способно вращаться и передавать вращение. Характеристики «Пинцгауэр» далеко выходили за рамки условий, поставленных швейцарской армией: Pinzgauer 712 мог транспортировать 10 пассажиров или два стандартных контейнера НАТО. Прочие характеристики «Пинцгауэра» первого поколения:
- Полная масса – 3 и 3.9 тонны (Pinzgauer 710 и 712);
- Грузоподъемность – 1 и 1.5 тонны;
- Буксировка – 5 тонн по дороге, 1.5 по бездорожью;
- Скорость – 95-100 км/ч;
- Путь на одной заправке – 400 км (700 км с дополнительным баком на 125 литров).

Непритязательный интерьер Pinzgauer отлично подошел участникам ралли «Париж — Дакар», на котором в 1981-м машина добралась до финишной черты второй.
4-хцилиндровый карбюраторный двигатель «Пинцгауэр» не мог похвастаться мощностью: в 2.5 литра заключалось 87 л.с. Но на долговечность мотора работали продуманная система воздушного охлаждения в духе Tatra, невысокая степень сжатия (7.5) и несколько масляных насосов. Гидропривод тормозов комплектовался вакуумным усилителем. Мотор располагается продольно, за передней осью, что даёт ему лучшую защищённость и обеспечивает отличную развесовку. Максимальный момент в 185 Н·м достигался двигателем на половине максимальных оборотов – 2000 мин−1.
Трансмиссия Puch Pinzgauer
Общая труба трансмиссии наполовину скрывает 5-тиступенчатую механическую КПП. Труба защищает не только коробку, но и приводные валы, затрудняя ремонт, но делая их практически недосягаемыми для ударов извне. Вращение передаётся через пару конических шестерёнок со спиральным контактом. Такое зацепление позволяет полуосям подвески совершать качания в вертикальной плоскости: одновременно с передачей усилия ведомая и ведущая шестерни могли прокатываться по спиральному контакту.

Дифференциалы Pinzgauer блокируются с водительского места, раздаточная коробка — бездифференциального типа.
Оригинальная конструкция шасси Pinzgauer продолжается и в положении полуосей: правые немного смещены назад, что компенсируется другими элементами, не сказываясь на управляемости. В этой уникальной подвеске колёса могут перемещаться на 20 см (мало для диагонального вывешивания, но высокая энергоёмкость подвески позволяет компенсировать недостаток). Портальные мосты, скопированные с легендарного Unimog, позволили снять нагрузку с трансмиссии и увеличить дорожный просвет до 36 см. Дифференциалы Pinzgauer требуют минимальной смазки, но легко способны вернуть контроль при пробуксовке, ведь их здесь три (межосевой и межколёсные), а в экстренной ситуации включать их можно прямо на ходу (принудительная блокировка осуществляется через гидропривод). Из-за полной синхронизированности раздаточной коробки и переключения скоростей, на обычной дороге дифференциал нужно выключать.
Хребтовая рама Pinzgauer
Хитроумная конструкция, придуманная Гансом Ледвинкой в 1922 году, применяется на Steyr Puch Pinzgauer и сегодня. Идея хребтовой рамы заключается в перенесении жёсткости с классических элементов рамы на саму трансмиссию. Шасси «Пинцгауэр» имеет ярко выраженный хребет в виде трубы, защищающий основной агрегат. В механизм интегрированы и передаточные валы, и объёдинённая с коробкой «раздатка». Карданных валов нет, а колёса освобождены подвеской и имеют большой ход.

Центральная труба защищает валы и дифференциалы трансмиссии. Приглядевшись, можно увидеть, что шасси лишено продольной симметрии.
По вполне очевидным причинам конструкция имеет высокую жёсткость на кручение: значительно больше, чем у лонжерона. Последний хребтовая рама превосходит и по лёгкости. Ещё одно достоинство рамы Pinzgauer было упомянуто выше: модельная конструкция позволяет наращивать число подвесок банальной стыковкой новых элементов. Минус конструкции – внутренняя жёсткость и намертво приваренные к кузову траверсы. Для устранения передающейся от двигателя вибрации младшему Ледвинке пришлось ввести в конструкцию оригинальный вал, отделяющий колебания двигателя и трансмиссии.
Steyr Puch Pinzgauer 1986 – н.в. гг
История Pinzgauer, купить который можно сегодня не менее чем в дюжине модификаций, не изобилует многочисленными обновлениями и рестайлингами. Основное обновление состоялось в 87-м году, когда на «Пух Пинцгауэр» стали устанавливать дизель Volkswagen и дисковые тормоза (до этого ставили барабанные). 6 цилиндров нового мотора и турбонаддув развивают до 104 л.с. (4200 мин−1). Мотор, объёмом 2384 см³, выходит на максимальный крутящий момент к 2500 мин−1, но максимум момента вырос до 195 Н·м. В стандартной комплектации появился гидроусилитель руля, а на некоторых современных моделях (Пинцгауер II) можно увидеть 4-ступенчатую АКПП от ZF.

Габариты двух основных модификаций Puch Pinzgauer: 712 и 710.
Выросла и грузоподъемность машины. Pinzgauer 21-го века может перевозить до 2.5 тонн груза. Трёх- и двухосные машины (Pinzgauer 712 и 710) имеют немного разную конструкцию. В трёхосном варианте задние оси объединены параболическими рессорами. Двухосная версия имеет пружинный и телескопический амортизаторы. Впрочем, разница в технических характеристиках связана скорее с длиной базы:
- Длина – 5308 и 4528 мм;
- Грузоподъёмность – 2.5 и 1.5 кг;
- Высота – 2045 мм;
- Ширина – 1800 мм;
- Клиренс – 36 см;
- Углы съезда/подъёма – 45˚ и 40˚;
- Радиус разворота — 6.14 и 5.18 метра;
- Максимальная глубина брода – 70 см;
- Максимальная скорость – 110 км/ч.
Модели Pinzgauer
Слово экстерьер к внешности Pinzgauer идёт, как российскому прапорщику одежда от французского кутюрье. Утилитарность конструкции продолжается и во внешности: рубленные, жёсткие линии, штампованные плоскости. Стёкла откидываются, но не для вентиляции салона. Благодаря откидным стёклам в моделях с тентовым верхом можно уменьшить высоту машины и спрятать её в кустах. Решение встречается и в последней модификации вездехода – Pinzgauer XM. Для средства со столь экстремальными характеристиками двигатель XM имеет отличные показатели мобильности:
- Крутящий момент – 240 Н·м (момент в 180 Н·м достигается на 1900 мин−1, а максимум приходится на 2400 мин−1);
- Мощность – 122 л.с.;
- Максимальная скорость – 120 км/ч;
- Средний расход топлива – 16.5 л (100 км).

Небольшой ход колёс и высокая энергоёмкость подвески определили основное использование Pinzgauer военными: санитарные машины и перевозка солдат.
Первые автомобили выполнялись с 4-мя дверьми, целиком закрытыми для дальнейшего укрепления бронёй. Существовали штабные и командирские версии. Тюнинг «Пинцгауэр» позволял создать из вездехода пожарную, машину скорой помощи и пр. Всего можно выделить 12 основных моделей Pinzgauer (712 и 710):
- М – брезент (быстрые перевозки: оружие, боеприпасы, люди);
- K – цельнометаллический кузов для перевозки офицеров;
- DK – двойная кабина на открытой платформе;
- AMB – врачи и скорая помощь;
- W6x6 –передвижная ремонтная станция;
- T – открытая платформа;
- FW – пожарный комплекс;
- REC – эвакуатор;
- FM – модуль радиосвязи.
Современный Steyr Pinzgauer
Помимо бронированных кузовов и монококовых каркасов стандарта CEN, есть у Pinzgauer и другие козыри в рукаве. Электрика 24В работает от генератора на 100А. Не бог весть какое достижение, но расположение генератора надёжно защищает его от попадания грязи (за хребетной рамой, в верхней части мотора), а на экстренный случай предусмотрена возможность питания от нескольких, дополнительных аккумуляторов (заряжаются отдельно).

Тюнинг Pinzgauer заключается обычно в дальнейшем усовершенствовании машины, а на раскрашивание машины могут решиться только рекламные компании.
Коробка передач Puch Pinzgauer корректируется вручную, а синхронизированная с ней «раздатка» ZF позволяет переключать дифференциалы на ходу. Сама коробка интегрирована в центральную раму, хребет которой защищает её от контакта с грунтом. Сегодня уже в стандартной комплектации Pinzgauer II, купить который даже с пробегом можно только за 2.5-3 млн рублей, стоят системы ABS и EBD, а в довесок к ним можно получить и электронную регулировку тяги (ETC). На видео «Пинцгауэр» проходит небольшой тест-драйв: