Современный тахограф — это инновационное цифровое устройство, обеспечивающее автономный контроль и регистрацию предустановленных параметров скоростного режима грузопассажирских транспортных средств. Кроме того, прибор способствует соблюдению графика труда и отдыха водителей. Оснащаются такими устройствами, как правило, автомобили, совершающие дальние (длительные) международные или междугородние грузопассажирские перевозки.
На территории России тахографы должны быть установлены на всех:
- автотранспортных средствах, способных перевозить 8 и более пассажиров;
- грузовых автомобилях, максимальная масса которых превышает 3,5 тонны.
Начиная с 1.06.2016 года использование транспортных средств, предназначенных для грузопассажирских перевозок, с неработающим или неисправным тахографом (а также в случае его отсутствия) запрещается приказом Минтранса РФ от16.12. 2015 года N 348. За нарушение этого приказа предусмотрено наказание в виде административного штрафа, размер которого будет составлять для:
- водителей — 1 … 3 тыс. рублей;
- администрации автопредприятий — 5 … 10 тыс. рублей.
Цифровые тахографы EFAS
Цифровые тахографы EFAS (EFAS-3, EFAS-4) разработаны компанией EFKON Germany GMBH по заказу австрийской корпорации EFKON AG. Их реализацией занимается компания INTELLIC GMBH (Австрия).
Специально для работы в сложных условиях эксплуатации, характерных для России и других стран постсоветского пространства, инженерами отечественной компании «ИНТЕЛЛИК РУС» был разработан и в настоящее время выпускается тахограф EFAS V2 RUS. Он полностью адаптирован к отечественным условиям эксплуатации (повышены требования к виброустойчивости и ударопрочности, а также снижена нижняя граница рабочей температуры).

Специально для работы в сложных условиях эксплуатации, характерных для России и других стран постсоветского пространства, инженерами отечественной компании «ИНТЕЛЛИК РУС» был разработан и в настоящее время выпускается тахограф EFAS V2 RUS.
Цифровые тахографы EFAS включены в регистрационный перечень (реестр) ФБУ «Росавтотранс» (приказ Минтранса РФ от 13 февраля 2013 года N 36) и разрешены к применению в Российской Федерации.
Достоинства тахографа EFAS
Цифровые тахометры EFAS оснащены рядом интегрированных модулей, среди которых:
- Система спутниковой навигации GPS/ГЛОНАСС.
- Блок криптозащиты СКЗИ, обеспечивающий надежную защиту записанных данных от несанкционированного считывания или внесения изменений за счет:
- энергонезависимой памяти, которая способна хранить информацию в течении года;
- использования ряда смарт-карт, позволяющих считывать информацию (карта водителя), настраивать параметры тахографа (карта автопредприятия), а также считывать нарушения, допущенные водителем и сбои в работе прибора (карта инспектора);
- фиксации даты и времени считывания информации, накопившихся на карте водителя и в памяти тахографа.
Кроме того, тахографы EFAS имеют наднациональный интерфейс общения, который понят водителям и контролерам любой страны. В основу этого интерфейса положено использование пиктограмм, при помощи которых управлять прибором можно не зная предустановленного языка общения.
Технические параметры и особенности
На лицевой панели прибора размещены управляющие клавиши, два слота для смарт-карт и монохромный дисплей. Кроме того устройство оснащено съемным термопринтером и специальным загрузочным интерфейсом, через разъем которого осуществляется конфигурирование, калибровка и диагностика тахографа, а также производится выгрузка данных, находящихся в его внутренней памяти.
EFAS V2 RUS, как и все цифровые тахографы, входящие в линейку приборов EFAS, обеспечивает контроль стандартных параметров, таких как:
- Скоростной режим.
- Пробег автомобиля.
- Продолжительность активной работы и отдыха экипажа.
- Контроль нарушений, ошибок и других событий.
Для подключения к устройствам бортовой электроники (САН-шина с K-line адаптером RS232) и периферийным датчикам предусмотрено наличие:
- 6-полярного контактора для диагностики, калибровки и загрузки (выгрузки) данных;
- 2-х цифровых разъемов для обмена протоколами при специфических подключениях;
- 3-х V-образных импульсного выхода (1 конфигурируемый и 2 стандартных);
- DIN-разъема.
EFAS V2 RUS устанавливаются на отечественные или зарубежные транспортные средства, способны работать с любыми датчиками движения и обладают широким набором выполняемых функций, среди которых:
- контроль и самостоятельный выбор питающего напряжения автомобильной бортовой сети;
- распознавание параметров CAN-Шины в автоматическом режиме;
- постоянный контроль сигналов CAN-шины;
- выбор оптимального способа подключения к CAN-шине;
- отключение связи с CAN-шиной.
Таблица технических параметров тахографа EFAS
Наименование | Значение |
Питающее напряжение, В | 11902 |
Потребление тока в рабочем режиме | 70 (24 В) и 120 (12 В) |
(датчик движения подключен), мА | |
Потребление тока (режим «сон»), мА, не более | 3 (датчик движения отключен) |
Посадочное место (без передней панели ) | радиошахта, DIN-формат (ISO 7736) |
Габаритные размеры передней панели, мм | 186 х 58 |
Интервал рабочих температур, | |
градус Цельсия | -25 ... +80 |
Интервал рабочих температур модуля печати, | |
градус Цельсия | -10 ... +60 |
Вес, г | 1075 |
Погрешность измерения скорости движения при использовании датчика движения, км/час | 0.1 |
Погрешность измерения скорости движения при работе с навигационной системой GLONASS, км/час | 0.5 |
Установка, настройка и эксплуатация
Семейство цифровых тахографов EFAS относится к категории сложных электронных устройств. Такие приборы требуют определенных знаний и опыта для того, чтобы корректно установить и в дальнейшем правильно их использовать. Процессы установки приборов, их калибровки и последующей эксплуатации подробно изложены в руководствах по эксплуатации, скачать которые можно здесь:
Смотрите, как пользоваться тахографом типа EFAS в процессе эксплуатации