
Современное семейство Volvo FM
В 1998 году шведы представили публике новую модель грузовика с широким спектром применения — FM. Машина названа «Вольво ФМ» в соответствии с классификацией Volvo Truck: индекс F (flat) – означает, что кабина располагается над двигателем, M – средняя высота посадки. Компания планировала закрыть этой моделью промежуток между грузовиками FH и NH в глобальной линейке «Family Of Trucks».
Цифры в названии связаны c объёмом двигателей первого поколения:
- Дизельный 7.3 литра;
- Дизель 9.6 литра, как и 7-милтировый вариант перестал выпускаться в 2001 году;
- Дизель 12.1 литра (по 2005 г).
Начиная с 2005 года объём двигателя не определяет название модели. Тем не менее, «Вольво ФМ» остаётся такой же многоцелевой машиной, диапазон применения которой начинается от международных перевозок и заканчивается строительными работами. Благодаря широким возможностям модернизации машины, на дорогах можно увидеть большое количество кузовов, включая Volvo FM самосвал.
Volvo FM первого поколения (1998 – 2001)
Первое семейство FM, выпущенное в 1998 году, получило отличные отзывы специалистов, благодаря хорошей рентабельности и приспособленности к различным дорожным и климатическим условиям. За четыре года было продано 45 тысяч экземпляров. Грузовик отличался легкостью управления, маневренностью и удобной кабиной.

Volvo FM7 первого поколения
Первое поколение оснащалось двигателями объемом 7 (250 и 290 л. с.) и 10 литров (320 и 360 л. с.) с крутящим моментом 2400 Нм, коробкой передач I-Shift. Максимальная грузоподъемность – 44 тонны. На «Вольво ФМ 12» устанавливался мотор мощностью в 380-420 л.с. Для модельного ряда Volvo того времени это был настоящий зверь, способный участвовать в самых разнообразных работах, но не терявший актуальности в качестве перевозчика груза. В первый же год продаж выяснилось, что «Вольво ФМ 12» отбирает покупателей у своего старшего брата — FH.
Volvo FM второго поколения (2001 – 2010)

Кабина Volvo FM7 до модернизации 2010 г.
В 2001 году было официально представлено второе поколения «ФМ9» и «Вольво ФМ12», являвшихся по сути первыми моделями с различными надстройками – от самосвалов с разными коробками передач до коммунальных и магистральных тягачей. Кузов Volvo FM Самосвал с этого года можно приобрести у официальных дилеров.
Грузовик обзавёлся новенькой кабиной: по сравнению с прошлыми моделями она увеличилась на 15 см. Интерьер машин изменился значительно. Салон приобрел приятный вид и плавные, смягчённые очертания. На передней панели сменилась комбинация приборов, в центре расположился информационный дисплей. На него отныне выводится вся информация о состоянии систем автомобиля (давление в шинах, расход топлива, температура масла и т.д.). С помощью простенького меню можно убрать ненужную информацию и выбрать необходимую.
Все рычаги и кнопки расположены близко к рулевому колесу. В спинку сидения вмонтирован динамик сотового телефона и микрофон, а управлять аудиосистемой и телефоном можно, не убирая рук от руля. Улучшилась обзорность благодаря новым зеркалам.
На второе поколение устанавливались как механические 8-, 9- и 14-скоростные коробки передач, так и автоматические. Механическая управлялась тросиковым механизмом, благодаря чему не чувствовалось вибраций на ручке КПП, передачи включались точнее, при меньших усилиях.

Второе поколение Volvo FM
Главным новшеством стал новый девятилитровый двигатель. В то время он выпускался в нескольких модификациях, мощностью 260-380 л.с., По сравнению с предыдущим поколением двигатель стал экономичнее и легче (почти на 80 кг). Автомобиль имеет теперь коробку отбора мощности, независимую от сцепления, и моторный тормоз.
Также доработаны двенадцатилитровые двигатели, имеются варианты заказа мощности — 480 и 500 л.с. Для езды в жестких условиях разработан мотор D12D 500 с системой турбокомпаунд. Основное предназначение такой машины – строительные работы. Volvo FM самосвал встречается на российский стройках всё чаще, хотя актуально его применение и для доставки груза.
Тестирование показало, что заявленные производителем данные верны: машины серии FM полностью отвечают требованиям Euro 3. Тягач общей массой сорок тонн может без замены масла пройти около 90 тысяч километров, если общая масса не превышает тридцати шести тонн – 100 тысяч километров. Благодаря компьютерной системе обслуживания проведение технических работ и замена эксплуатационных жидкостей проводится индивидуально для каждого авто. Для этого создана сервисная программа, считывающая информацию с бортового компьютера.
Volvo FM третьего поколения (2010 – н.в.)
В 2010 г. Volvo Trucks представила новое поколение тягачей серии FM. Структура салона подверглась лёгкой модернизации, хотя в целом осталась прежней. Кабину установили чуть ниже, чем в предыдущих моделях. Верх передней решетки откидывается целиком, предоставляя лёгкий доступ к элементам ежедневного ТО. Нижняя сторона решётки радиатора при откидывании образует ступеньку для чистки лобового стекла. Кабина теперь выполняется из высокопрочной стали. Как следствие, повысилась и жёсткость кузова.
Инженеры поработали над эффективностью освещения ближнего и дальнего света. Все светодиодные ходовые огни, поворотники и лампы внесли под один корпус. Посадка водителя стала ещё ниже, что объясняется тем, что по замыслу создателей «Вольво ФМ» должен эксплуатироваться в черте города.

Удобный салон третьего поколения Volvo FM
Улучшились условия отдыха и работы водителя. Новое сиденье может наклоняться дополнительно на четыре градуса вперед, толщина спинки уменьшена на 10 мм для увеличения комфорта. Фигурные сиденья обладают лучшей боковой и поясничной поддержкой. Замок зажигания перенесен на приборную панель. На рулевом колесе расположились органы управления навигацией, телефоном, системой Dynafleet и круиз–контролем. Последнее поколение «Вольво ФМ» может оснащаться защитной системой от повреждений – FCW (Forward Collision Warning), включающей в себя камеру и фронтальный радар.
Новые модели Volvo отличаются улучшенной системой рулевого динамического управления Volvo Dynamic Stering, подвеской и новыми двигателями. Система рулевого управления объединяет гидроусилитель со вспомогательным электромотором. Система автоматически компенсирует отклонение машины при езде по негоризонтальным поверхностям или боковом ветре.
Еще одно нововведение – шасси 8х2 с двумя поворотными осями сзади и одной спереди или одной сзади и двумя спереди. Новое поколение FM получило улучшенную систему I-See и трансмиссию I-Shift, позволяющую за счет топографических дорожных данных снизить на 5% расход топлива.
Напоследок о двигателях. Теперь компания Volvo Trucks оснащает автомобили модернизированным девятилитровым и новым тринадцатилитровым двигателем, которые соответствуют жёстким стандартам (Euro 4 и Euro 5), благодаря технологии SCR. Новый двигатель характеризуется высокой мощностью (шесть различных вариантов до 520 л.с.), но заметно экономичнее предшественника.
Volvo FM цена
На первое поколение Volvo FM цена держится в пределах 344 тыс. рублей. Связано это с тем, что модель заметно устарела. Стоимость максимальной комплектации «Вольво ФМ» 2013-го года обретается в районе 12 млн рублей. С небольшим пробегом можно купить машину второго поколения за 3 млн рублей.

Volvo FM — Калужская сборка
«Вольво ФМ» в России – отзывы владельцев
Среди тягачей и грузовиков российского рынка машины Volvo всегда занимают особенное положение, а модель «Вольво ФМ 12» и вовсе не покидает топ продаж. Причина такой популярности кроется, вероятно, в хорошем знании российского рынка и схожих со Швецией условиях эксплуатации. Если прибавить к этому широкий выбор агрегатов и доступные запчасти, Volvo FM, надо признать, ходит в лидерах заслуженно.

Volvo FM Самосвал
Сервисные станции для этой марки можно найти по всей России. Volvo FM, запчасти для которого частично могут быть взяты от FH, легко ремонтируется в любом автосервисе, работающем с грузовиками Volvo. Не так давно появился первый самосвал Volvo FM полностью российской сборки. Заводы в Калуге производят машины под руководством специалистов из Швеции.
Козлов Антон, владение автомобилем – 5 лет
Работал со шведским грузовиком от Кемерово до Мурманска. Знаю, что калужская сборка пока даёт противоречивые оценки, но мой самосвал Volvo FM второго поколения и собран точно не в России. Крепкий, надёжный автомобиль. Никаких проблем в мороз, нормальный запуск. За всё время эксплуатации, заменены сцепление, педаль газа, задняя ступица и рулевой вал. По топливной части никаких проблем не наблюдалось, но из-за отсутствия нужных фильтров полетел насос низкого давления.
Запчасти к «Вольво ФМ» дорогие, да и зиму они любят больше, чем лето. В но в нашей стране то только в плюс. В целом очень надёжный грузовик.
Александр Полежаев, владение автомобилем – 1 год.
Со временем этот автомобиль становится только мудрее. На мой взгляд, цена на Вольво ФМ должна со временем только увеличиваться, ведь запас прочности у таких машин достаточно большой, а к российским дорогам требуется немного притереться. Поэтому я выбрал машину уже побывавшую в употреблении.Для перевозок на средние короткие расстояния Вольво ФМ подходит прекрасно, но рабочее место, мне кажется, немного перехвалили. Может быть, это особенность только калужской сборки, но матрас показался мне очень жёстким. В целом надёжная универсальная машина, но уход за ходовой нужен постоянный.
Возможности «Вольво ФМ» демонстрирует тест-драйв в Германии: